Валенки
Ну конечно же, это валенки. Испокон веков, валенки не только теплая и удобная обувь, но и прекрасный сувенир для иностранцев.
Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Валенки — это традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Есть и миниатюрные варианты этого сувенира.
Матрешка
Исконно русским подарком будет и настоящая русская красавица - матрешка.
У этой фигурки существует очень интересная версия происхождения. В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку лысого старика мудреца Фукурума. Она состояла из нескольких вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звёздочкин, трудившийся в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды.
На сегодняшний день существует тысячи разновидностей матрешки на любой вкус. Эта кукла способна порадовать и детей и взрослых своей яркостью, неповторимостью и загадочностью, ведь так интересно открывать одну матрешку и находить в ней другую.
Как делают русскую красавицу?
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.
Павловопосадские платки
Знаменитые Павлопосадские набивные платки, которые известны не только в России, но и далеко за рубежом. Название Павлопосадские эти платки носят от того, что впервые они появились в 1860-80 годах в городе Павловский Посад (старейший текстильный центр в нашей стране). Отличаются красочным орнаментом, в традиционном стиле, на шерстяной или полушерстяной основе. Теперь уже это не просто красивые платки, а национальное искусство, памятник культуре и зодчеству, который живёт и процветает даже в наше время, когда платки не столь актуальны как раньше. Процесс создания таких предметов одежды необычайно трудоёмок. Порой это очень сложный процесс. Рисунок производится при помощи специальных досок. С каждой доски выходит только один цвет, так что порой таких досок требуется несколько десятков. Предметом украшения служат цветы и, так называемые, турецкие огурцы, которые заимствованы из индийских орнаментов. Как правило, преобладают красные, чёрные, синие и др. цвета. Несмотря на то, что производители хотят как можно лучше сохранить и выполнить все традиции выполнения павлопосадского платка, однако, современные машины постепенно вытесняют ручной труд, заменяя его современными методами печати. Это нисколько не влияет на качество изделий и всё так же пользуется популярностью у жителей нашей страны и гостей из-за границы. Такой наряд является изысканным дополнением к любой одежде. Его можно носить в любое время года как украшение или головной убор. Редкая модница не имеет в своей коллекции павлопосадский платочек.
Куклы на чайник
Настоящие хозяйки чайной церемонии! Эти колоритные барыни согревают нас одним своим видом и знают, как превратить чаепитие в ароматный праздник! Эта кукла не только функциональная вещь для согрева чая, заварки, утреннего завтрака, но и предмет интерьера, для создания домашнего тепла, уюта, для душевной обстановки вокруг стола. Самобытные куклы-грелки стали настоящим талисманом именно в русской традиции чаепития. Они появились еще в 18 веке и сразу же определились со своим нарядами – многослойные и натуральные. Только в таком гардеробчике они готовы приступать к своим чайным делам. Европейцы же ввели моду на оригинальные теплые чехлы на кружки и чайники. Лоскутная техника, которая применена здесь, согревает своей самобытностью, пришедших из предыдущих поколений, от наших бабушек, которые шили вещи своими руками, из того, что осталось, из лоскутков. Чайных матрен наши предки считали и своеобразными оберегами домашнего очага. Правда, выглядели такие куклы немного иначе. Считалось, что такую куклу нельзя шить иглой, чтобы энергетику не разрушить. Лица не разукрашивали, считалось, что мастерица не может наложить отпечаток своего образа, чтобы не нарушить энергетику, которая должна принести в дом лад.
Самовары
Не меньшего уважения заслуживает и еще один национальный атрибут - самовар. Это устройство кипячения воды родом с Урала. До сих пор можно встретить легенду о том, что именно Петр I завез в Россию самовар. О появлении первых самоваров в Туле, известно с 1775 года. Сегодня производство самоваров налажено во всем мире, но настоящие самобытные можно найти только в России. В самоварах сегодня учтены самые последние технологии бытовой нагревательной техники, тут вам и скрытый нагревательный элемент, и защита от перегрева или сухого кипячения с автовыключением, термостат поддержания постоянной индивидуальной температуры, технология против конденсации пара на корпусе, фильтры от накипи и функция энергосбережения во время простоя. сегодня производители снабжают покупателей заварочным чайником к каждому самовару, включая сито для чая и в определенных моделях подложку для сбора капель выпускного крана. Приобрести в России самовар все же стоит, так как чай из него намного вкуснее, чем из чайника, а простые домашние посиделки вы можете првреатить в настоящий праздник.
Шапки-ушанки
Этот головной убор носят по всему миру. Один из самых распространенных сувениров из России. По-другому ее называют шапка-колчаковка. Зимняя меховая, суконная или комбинированная шапка стала распространенным головным убором в России. Такой атрибут является непременным составляющим образа русского в представлении иностранцев.
Шкатулки
Шкатулка — небольшой ящик для мелких, обычно ценных вещей. Шкатулки изготавливают из дерева, металла, пластмассы, поделочных и ценных материалов — кости, камня. Для придания красивого вида их часто покрывают кожей, дорогой тканью, инкрустируют драгоценными камнями, покрывают резьбой, чеканкой. Шкатулки используют для хранения большого количества мелких предметов, в большинстве своём — драгоценностей. Чем только не росписывают: и гжель, и хохлома, и палех.
Жостовские подносы
Подносы с жостовской росписью - будут хорошим подарком.
Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.