Что такое:: праздники народного календаря

Праздники в русской деревне были не просто поводом повеселиться и хорошо провести время, а составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Очень часто крестьяне говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздники народного календаря были священными для религиозных людей того времени. Если будни олицетворялись с тем, чтобы проводить время в мирских делах и заботах, то праздники были временем слияния с Богом. Праздник считался обязательным для всех членов общины, которые достигли зрелого возраста.

Народный календарь охватывал весь год крестьянской жизни, описывая по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, природные приметы и явления. Цикличность календаря напоминала человеческую жизнь, где весна — это молодость, лето — это расцвет, осень -время сбора плодов, а вот зима — это время спокойствия, мудрости и покоя. Итак, какие же это праздники?

Зима

4 декабря (21 ноября по старому стилю) — праздник называется Введение во храм Пресвятой Богородицы. В старину люди ассоциировали этот праздник не столько с Богородицей, сколько с началом зимы. Зима вступала в свои права. Люди верили, какая погода будет в этот день, то такая она будет и всю зиму. Если 4 декабря выпадало холодным, со снегом и метелями, то жди холодную зиму со стужей, а если этот день был с мягкой приятной погодой, то все праздники установится такая погода.

Следующим зимним праздником было 7 января (25 декабря по старому стилю). Всем известно, что 7 января празднуется Рождество Христово, Святки. Не было праздника светлее и веселее, чем Рождество. Издавна этот праздник сопровождался яркими и красочными народными обычаями. Этот день сливался с таким праздником, как Святки. Святочные обряды также называют рождественскими. Подготовка в Рождеству была очень основательной. За шесть недель семьи постились, не ели мясо, но ели рыбу. Зато на Рождество все ели свинину. Рождество на Руси считался семейным праздником.

14 января (1 января по старому стилю) — Васильев день. Свиной праздник. Новый год. Зиме середка. Рождественские святки. Старая примета: как Новый год встретишь, так его и проведешь пошла еще с тех времен. Коли первый день в году веселый, то и год будешь петь и веселиться, а если в этот день был туман, то это к урожаю. На Васильев день вечер прибавляется на час. Именно в этот день девушки гадают на суженых. На праздник выпекалось печение в виде домашних животных, а утром обязательно варили Васильеву кашу. Снег в этот день — к хорошему урожаю.

19 января (5 января по старому стилю) — Крещение. Крещение Господне. Великое освящение воды. Праздник Крещенья замыкает двенадцать святочных дней. Именно в этот день церковью отмечается вхождение Иисуса Христа на пусть сложения людям. В храмах, на реках, озерах, совершается обряд водосвятия. Считается, что в эту ночь вся вода становится очищенной, с целебными свойствами. А если набрать воду, то она останется святой целый год. Если кто-то был крещен в этот день, то быть ему счастливым всю жизнь. Именно в этот день все купаются в проруби, и тот, кто искупается в ледяной воде, будет весь год здоровым.

15 февраля (2 февраля по старому стилю) — Сретение Господне. Именно в этот день зима встречает весну. Утром дети окликали солнце, чтобы оно вышло и весну принесло. Если солнышко проглянет, то жди весну, а если нет, то и дальше будут морозы. Утром снег — к урожаю больших хлебов. В полдень -средних, а вот к вечеру — поздних хлебов.

Весна

Весной праздников было намного меньше, чем в зимнее время. Основных праздников было три. 

7 апреля (25 марта по старому стилю) - Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение-праздник весны,как символ начала всеобщего благоденствия. Из клеток в этот день выпускали из тенетов и сетей птиц. Люди верили, что в этот день Господь сам благословляет на начало сеяния.

Существовал обряд "освещения" посевного зерна.

В канун Благовещенья крестьяне ходили в подвалы или погреба, где брали капустный качан (незаметно для чужих) - первый, снятый осенью с огорода, и клали его на землю. Существовало поверье, что если на следующий день, идя от благовещенской обедни, взять этот качан, то на нем можно найти семена. Если вместе с этими семенами посадить рассаду, то для капусты, выросшей из нее, не будут страшны никакие заморозки - ни весенние, ни осенние. Среди благовещенских обычаев бытовали и древние языческие ритуалы, в которых выражались вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда; окуривались помещения домовой и надворных построек, чтобы предохранить себя и скотину от болезней. 

28 апреля (16 апреля по страому стилю) -  Пудов День. День пчелы. Пчельники на этот день осматривают пасеки и амшеники. Когда бывает ранняя весна, то они вынимают ульи. Наш народ сохранил поговорку, вероятно занесенную с юга: «На день святого Пуда вынимай пчел из-под спуда». На Пуда калины и рябины почки распускают. Целебные настои готовили в старину из почек калины и рябины. Рябина, по мнению народа, обладала способностью исцелять от зубной боли.

5 мая (22 апреля по старому стилю) - Лука. Сажали лук. В народе говорили: "Сей лук, он - от семи недуг. Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит. Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук." 

 Лето

Это самое богатое на праздники время года. 

13 июня (31 мая по старому стилю) - Еремей Распрягальник. С посевом покончено. Если 14 мая был днем Еремия Запрягальника, потому что начинали сев, то 13 июня сев уже заканчивали, а потому и день называли Еремеем Распрягальником. Говорили: «Еремей сев начинает, Еремей и заканчивает». Сильная роса в этот день - к ясному дню. Нет росы вечером - жди на другой день дождя. Роса скоро высыхает - к дождю. Если капельки росы печатаются по листу, а висят на кончиках листа, травы - жди дождя. Чем обильнее роса ввечеру, тем на завтра - жарче. 

23 июня (10 июня по старому стилю)- Тимофей. Тимофей Знамений. День знамений. Наступает день знамений. Коли на Тимофея знамения — будет голод.

Знамение - это неожиданное явление, не предусмотренное в календарном цикле.

И тем не менее каждое знамение имело свое толкование. В каком-то смысле наши предки стремились подготовить себя даже к случайности, к внезапным переменам. По преданию, в этот день по земле ходят призраки и смущают людей. Если кому-нибудь привидятся мыши на поле - это к не урожаю, если стая волков - к гибели домашнего скота, стаи ворон предвещают повальные болезни и смерть людей. Если приложить ухо к земле, то, по примете, можно услышать, как стонет земля, - это к пожару. Радуга к голодному году.  Любой пустяк, на который в другой день и внимания бы никто особого не обратил, на Тимофея обретал пророческое значение. 

7 июля (24 июня по старому стилю) - Иоанн Креститель. Иван Купала или Иванов день. Один из праздников сохранившийся и до наших дней.Большой покос. В этот день купаются в воде и росе, пляшут вокруг дерева, жгут костры, прыгают через огни. Начинают сенокос, пока трава не осеменилась. Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Это праздник почитания воды и солнца. Символы праздника - костры, хороводы, венки и песни. В этот день собирали травы, которые обладали целебной силой.

Спать в купальскую ночь было зазорно. 

12 июля (29 июня по старому стилю)день Петра и Павла. Петровки. День убывает, жара прибывает. Петров день - праздник солнца. В народе говорили "Петр - Павел жару прибавил". Крестьяне выходят на заре смотреть, как солнце будет играть. В Петров день умываются из трех ключей - родников. Петр покровитель полей. Это день ярмарок. С Петрова дня начинается страда. Речное купанье в этот день очищает от грехов прелюбодейства. Апостол Петр считается в народе покровителем рыбного промысла и потому нередко прямо называется Рыболовом. Заканчивается весенний и начинается летний рыболовный сезон. 

19 августа (6 августа по старому стилю) - Второй Спас. Преображение. Яблочный Спас. Большой крестьянский праздник. Осенины. Яблочный Спас - массовое созревание яблок. Осенины - встреча осени. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму. Каков этот день, такой и январь. Это - день сбора первых яблок, которые ели с медом и сахаром. До Второго Спаса есть какие-либо плоды считалось грехом, а на Второй Спас разговлялись освященными яблоками. Некоторые загадывали желание, доедая последний кусок спасского яблока: считалось, что задуманное должно обязательно исполниться. 

28 августа (15 августа по страому стилю) - Успенье. 

Успение, важный праздник конца лета - начала осени. Этот праздник крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени. День проводов лета и окончания уборки урожая - дожинки. Конец Успенского поста. В домах накрывали столы, а жнецы передавали хозяину с хозяйкой венок, сплетенный из колосьев. И венок этот хранился в красном углу избы. Существовало поверье, что он приносит удачу и охраняет дом от нечистой силы. На Успение принято солить огурцы. С Успения лето окончательно поворачивает на осень, и празднуют первую встречу осени, начинается молодое бабье лето. Если погода в этот день хорошая, то старое бабье лето - с 13 по 21 сентября - будет ненастным.

Осень 

11 сентября (29 августа по старому стилю) - Иван Постный, Пролетный, Предтеча. В этот день пост длится всего сутки, но он обычно строго соблюдается. На Ивана Постного не разрешается есть ничего круглого, варить щи (из круглого капустного кочана), срезать мак, копать картофель и рвать яблоки. С Ивана Постного лето заканчивается, и вместе с ранними заморозками приходит осень. День памяти Иоанна Предтечи – заметный переломный рубеж и в природе, и в крестьянских заботах; начиналась заготовка разносолов на зиму, открывались осенние торги и ярмарки. Иван постный был, пожалуй, единственным в году днем, в котором одновременно сходились и запреты, и соблазны.

21 сентября (8 сентября по старому стилю) Аспосов день. Малая Пречистая. Оспожинки. Рождество Богородицы. В народе - Малая Пречистая (Большая Пречистая - Успение, 28 августа). Это время сбора лука и работы на пасеке. Вторая встреча осени. Осенний солнцеворот. В земледельческом календаре этот день назывался "осенинами" или "оспожинками" и отмечался как праздник урожая, который справляли иногда целую неделю. Народ встречал осенины играми и песнями. 

27 сентября (14 сентября по старому стилю) - Воздвиженье. Сдвиженье. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, как официально называется этот праздник, – чисто церковное торжество. Главный праздничный обряд совершается в церкви. С возвращением из храма у верующих продолжается обычный хлопотный день, наполненный напряженным трудом. Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днем». Воздвиженье — постный праздник. Кто на Воздвиженья постится, тому семь грехов простится.  Заканчивалось «бабье лето» и приходила настоящая осень. Нельзя в этот день ходить в лес, потому что там медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать.

14 октября (1 октября по старому стилю) Покров. Покров Пресвятой Богородицы. Первое зазимье. Свадьбы. К празднику Покрова Пресвятой Богородицы русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем замужестве.  

Праздники народного календаря отмечались из года в год. В приметах и суевериях отразился весь менталитет, вся мудрость русского народа. Очень многие праздники отмечают и сегодня, чреди них, Иван Купала, Яблочный Спас и Рождество и др. 

Похожие материалы по теме