Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими товарищами: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности.
Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба - одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого, дети становятся более отзывчивыми, более сердечными.
Поведение ребенка в коллективе
До 2 лет ребенок воспринимает других детей как неодушевленные предметы. Все его общение со сверстниками основано на принципе "действие-результат". В этом возрасте детского коллектива как такового еще не существует. Каждый ребенок живет собственной жизнью и прислушивается только к мнению взрослых. Часто можно наблюдать, как малыши в ясельной группе играют каждый со своей игрушкой. Они еще не умеют играть со сверстниками. И задача родителей и воспитателей - помочь ребенку сформировать правильную систему взаимоотношений с другими детьми.
После 2 - 2,5 лет ребенок понимает, что вокруг такие же дети. Он начинает сравнивать себя со сверстниками и делать собственные выводы. Ребенку важно выделиться, получить одобрение сверстников и похвалу воспитателя, если что он что-то умеет делать лучше других.
Если у ребенка не получается соответствовать сверстникам, он может либо замкнуться в себе, либо проявлять излишнюю агрессивность. Замкнутость и агрессивность в этом возрасте - следствие того, что ребенок, чувствует, что он в чем-либо не соответствует сверстникам.
В 3 - 4 года ребенок приобретает первый опыт общения со сверстниками. Это наиболее сложный период взаимоотношений ребенка с коллективом. В большинстве проблем, которые возникают в этом возрасте, виноват детский эгоизм, который в этой возрастной группе наиболее обострен.
В 3 - 4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3-4-х летнего малыша существует только собственное "я", а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его "я" (поиграть, подраться, побегать, и т.д.)
При этом ребенок искренне не понимает, что и у других детей есть собственные потребности и собственные желания. Он привык только диктовать свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих. В 3-4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия.
В 4 - 5 лет ребенок не отделяет себя от коллектива. Он все чаще употребляет местоимение "мы" вместо "я". Ребенок осознает, что, действуя сообща, можно добиться гораздо большего, чем в одиночку, и при этом избежать наказания. Ведь воспитатель вряд ли узнает, кто именно облил пол краской, а кто разбил окно. Принцип этого возраста "Куда все, туда и я". Причем ребенку совершенно неважно хорошему или плохому примеру для подражания он следует. Из всего коллектива ребенок выделяет нескольких детей, которым старается подражать во всем.
В детском коллективе выделяются явные лидеры - заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер в коллективе гораздо больший авторитет, чем родитель или воспитатель. Для ребенка главное, чтобы коллектив его принял и не игнорировал.
Для 4 - 5 летнего малыша нет ничего хуже, чем бойкот коллектива. В этом возрасте детский коллектив не прощает тех, кто чем-то выделяется из общей массы. Поэтому дети стараются во всем подражать признанным лидерам. В этом возрасте дети часто объединяются в группы по принципу "дружим против Васи (Пети, Маши и т.д.)".
В 5 - 6 дет ребенок ищет свою нишу в коллективе. Если в 4-5 лет он беспрекословно шел за лидером, то сейчас он пытается взять лидерство в свои руки. В этом возрасте он уже имеет собственное представление о том, какое место в коллективе он хочет занимать (лидер, ведущий, ведомый, и т.д.) и действует в соответствии со своими представлениями.
Причем коллектив не всегда готов безоговорочно принять его позицию. Часто бывает, что ребенок хочет быть лидером, ведущим, а коллектив отводит ему в лучшем случае роль ведомого. Если самооценка ребенка не совпадает с оценкой сверстников, ребенку приходится очень трудно.
В 6 - 7 лет большинство детей испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. Из всего коллектива ребенок выделяет несколько детей, с которыми ему хочется более близко общаться. Именно в этом возрасте у ребенка появляются первые "настоящие" друзья. Весь коллектив разбивается на небольшие группы по интересам.
Развитие навыков лидерства
Одна из ведущих потребностей ребенка в дошкольном возрасте – потребность быть лидером. Развитие лидерского потенциала личности с раннего детства обусловлено взаимодействием биологических (особенности темперамента и здоровья) и социальных факторов.
Здоровому ребенку легче играть роль лидера. Лидер выполняет функции инициатора, организатора, вдохновителя, следовательно, ему, в первую очередь, необходимо иметь сильную нервную систему, быть выносливым, энергичным, физически сильным.
Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые играют свою роль в развитии лидерских качеств. Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент, но меры воздействия следует отбирать такие, которые бы развивали сильные стороны темперамента.
Многое зависит от чувства автономии, самостоятельности ребенка, которое начинает развиваться в два-три года и усиливается к четырем-пяти годам. При гиперопеке или отсутствии должной защиты самостоятельность замещается нерешительностью, неуверенностью в своей компетентности, частым обращением за помощью, что ведет к закреплению в будущем окружении подчиненного, зависимого положения.
Похвала стимулирует проявление лидерских качеств и закрепление за ребенком определенного авторитета. Чем чаще ребенок испытывает гордость за свои достижения и чем разнообразнее области приложения его способностей, тем более интенсивно идет процесс взаимодействия ребенка с социальным и предметным миром и формирование активного - лидерского - поведения.
Чтобы получение одобрения не стало для детей самоцелью, задача родителей и педагогов заключается в создании установки (для себя и для детского коллектива), что каждый из детей самый лучший в чем-либо. Тогда, чтобы стать лидером, дети будут бороться не за "место под солнцем", а будут стараться проявлять свою фантазию, свои творческие и индивидуальные способности.
К пяти-шести годам у ребенка появляется детское самолюбие - мощнейший стимул к саморазвитию и самосовершенствованию. Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде.
Лидерство изначально предполагает конкуренцию, поэтому между детьми возможны конфликты. В данной ситуации взрослый может предвидеть возможность возникновения конфликта и вовремя нейтрализовать его или предоставить детям возможность самим разрешать свои конфликтные ситуации, рассчитывая на то, что таким образом дети-лидеры будут приобретать опыт решения проблем, взаимодействуя с равными себе противниками.
Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно.
Начальным этапом в развитии лидерских качеств могут быть спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и/или воспроизведения информации.
Так как лидерство связано с коллективными формами деятельности, то среди детей (среди друзей, детей-ровесников или в группе детского сада) можно организовать "Конкурс талантов", в котором каждый ребенок получит медаль, например. "Лучший поэт", "Лучший художник", "Лучший танцор".
Для развития лидерских качеств можно выбрать трудовую или игровую деятельность, можно организовать тренинги по копированию и тренировке лидерского поведения на основе повторения показанного образца, можно разнообразить и усложнить игры-соревнования, однако, наибольший развивающий эффект содержат проблемные ситуации.
Возникшая проблема является источником самореализации ребенка, и необходимо позволить ему решать эти задачи самостоятельно. Таким образом, выявляется и развивается детская индивидуальность и креативность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать без помощи взрослого.
Общение
Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Особенности общения детей от 1,5 лет до 7 лет
Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения (дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга).
Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.
Среди наиболее типичных для дошкольников вариантов конфликтных отношений к сверстникам повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников. Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, "что я значу для других".
Развитие навыков общения
В то же время исследования показали, что наибольшей популярностью в группе сверстников обычно пользуются именно те дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Именно эти качества: чуткость, отзывчивость, внимание к другому - наиболее высоко ценятся в детской группе.
Эти качества обычно называют нравственными. Отсутствие этих качеств (нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и т. д.), напротив, делает ребенка отвергаемым и лишает симпатии сверстников.
Формирование доброжелательного отношения к сверстникам происходит, когда взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личным качествам друг друга: обращает внимание на достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д.
Эффективны совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.
Для повышения уровня доброжелательности к оркужающим следует исключить из игр-тренингов предметы и игрушки, так как при их появлении ребенок видит в собеседнике конкурента.
Следует помнить, что без специальной педагогической работы проблемные формы отношения к сверстнику, появившиеся в дошкольном возрасте, не проходят, а только усиливаются с возрастом, принося человеку массу трудностей в отношениях с другими и с самими собой
Успешная адаптация дошкольника в коллективе - это гарантия того, что в будущем ребенок сможет справляться с возникшими трудностями и станет самостоятельной и независимой личностью.