Чем отличается:: стимпанк, дизельпанк и киберпанк

Для непосвященного человека эти слова объединяет лишь наличие одинакового корня «панк». А что такое панк? Что-то яркое, громкое, протестное. На самом деле, это не совсем так. Не будем вдаваться в подробности развития панк-культуры, а разберемся, откуда этот корень взялся в этих словах, да и вообще, что это за «фрукты».

Стимпанк

Стимпанк еще называют паропанком. Это одно из направлений научной фантастики. Цивилизация в стимпанк-мире в совершенстве освоила механику, а все машины работают на паровой тяге. Архитектура и одежда являются стилизацией под эпоху викторианской Англии.

Как и любой другой поджанр научной фантастики, стимпанк пытается смоделировать альтернативный вариант будущего, «что было бы если...». В данном случае, развитие общества и технологий остановилось на этапе первых технических революций второй половины XIX века. Тем не менее, несмотря на техническую направленность жанра, стимпанк не исключает присутствия определенной доли элементов фэнтези.

Корень «панк» в названии этого поджанра не случаен. В произведениях стимпанка акцент делается на низкую человеческую природу, движимую низменными страстями. Стимпанк — это антиутопия, циничный мир, тем не менее, не лишенный определенной доли юмора и иронии. Не удивительно, что вокруг стилистики стимпанка уже формируется целая субкультура.

Как поджанр научной фантастики стимпанк появился еще в 60-70-х годах ХХ века, но название емубыло придумано только в конце 80-х. Писатели старались подражать научной фантастике времен Герберта Уэллса, копируя оттуда технологии и стилистику, лишь немного ее совершенствуя и добавляя новых деталей.

Ну а «первопроходцами» стимпанка, естественно, считаются такие писатели-фантасты, как Жюль Верн, Герберт Уэллс, Марк Твен и Мэри Шелли, которые даже и не подозревали, что их выдуманные альтернативные миры станут настолько популярны у потомков.

Если говорить об особенностях стимпанк-мира, можно выделить следующее:

1. Технологии основаны на принципах механики, паровые машины достигли высокой степени развития, вся техника работает на паровой тяге. Роботы и другие непонятные механизмы, созданные из клепанного металла, множества труб, деревянные и кожаные детали гармонично сочетаются с металлом. Внешний вид техники соответствует стилистике викторианской Англии. Приборы и машины украшает большое количество нефункциональных деталей.

2. При высоком уровне развития паровых механизмов, электричество и приборы, работающие на электричестве, существуют в зачаточном состоянии. Дома и улицы освещаются газовыми или свечными фонарями.

3. Разнообразные вариации оружия на тему оружия времен промышленной революции, ранние образцы пулеметов, ранние образцы военной техники типа танков, аэростатов, самолетов. Ограниченно используется и холодное оружие типа шпаг, сабель. Типичный образец — клинок внутри трости.

4. В медицине широко используется протезирование: утерянные конечности заменяются механическими, зачастую дополненными новым функционалом.

5. Антураж и костюмы викторианской Англии. Тенденции общественных настроений тех времен. Урбанистический пейзаж времен промышленной революции, немного утрированный, усиленный мрачной атмосферой.

6. Персонажи произведений стимпанка: безумные ученые и инженеры, преступники и маньяки, детективы, отважные путешественники, агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, растленные аристократы, капиталисты-промышленники, проститутки, мальчишки-беспризорники.

Дизельпанк

Жанр появился чуть позднее стимпанка. Кто-то выделяет дизельпанк как подвид стимпанка, кто-то считают, что жанры автономны. Тем не менее, факт остается фактом: дизельпанк появился позднее, а мир дизельпанка базируется на технологиях 20-50-х годов ХХ века (Первая и Вторая мировая война).

Происхождение названия жанра основано на особенностях эпохи, которую жанр моделирует: период, когда дизельный двигатель был основой большей части техники. Ну и корень «панк» опять-таки говорит о глубоком упадке и радикальных переменах фантастического общества.

Дизельпанк можно разделить на две ветви, различающиеся тематикой и стилистикой: «Ottensian» и «Piecraftian». Первая ветвь опирается на декадентскую эстетику американских «Ревущих двадцатых», где утопической философии не мешает ни война, ни экономический коллапс. Их попросту нет. Это позитивное видение технологий, утопические мечты фантастов XIX века воплощаются в реальности, а будущее видится оптимистически.

«Piecraftian» же, напротив, основан на эстетике мировых войн и размышлениях о бессмысленности военных конфликтов, которые могут полностью затормозить развитие человеческой культуры. Эта тема распространяется и на более поздние периоды истории.

Так же, дизельпанк может быть чисто научно-фантастическим и с оккультно-мистическими элементами. Яркий представитель — Г. Ф. Лавкрафт, в произведениях которого «дизельный» этап истории удачно сочетается с жуткими каббалистическими монстрами, отсылками к «Некрономикону» и кровавыми оккультными ритуалами.

Киберпанк

Еще один поджанр научной фантастики. Это антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие сочетается с глубоким социальным упадком. Жители этого мира — отчужденные одиночки, они осознанно отделяются от общества и создают свой собственный мир на просторах интернет-сетей. Простые люди живут бок о бок с киборгами и роботами; если на то пошло, настоящих, не модифицированных людей в мире киберпанка осталось совсем мало.

Киберпанк — ближайшее будущее Земли. Не прекращающееся противостояние хакеров, искусственного интеллекта и мегакорпорациями, которые производят информационный и технологический продукт. Технологии используются не по назначению, программы взламываются, существует черный рынок программного обеспечения и технологий. В Сети можно найти абсолютно любую информацию, а ту, что закрыта, можно взломать. Поэтому, в жанре зачастую используются детективные сюжеты.

Киберпанк в качестве жанра научной фантастики лобозначился в 1980-х годах. Считается, что киберпанк возник в противовес направлению «Ottensian» в дизельпанке, где техногенное будущее кажется утопическим. Но киберпанк более технически точен, не строит оптимистические прогнозы на будущее и требует от читателя технической «подкованности», особенно в вопросах компьютерных технологий.

Киберпанк ориентирован, в основном, на молодежную аудиторию, с их протестными настроениями и пристрастием к последним компьютерным гаджетам. Романтизируются киберпреступления. Высокий уровень развития технологий соседствует с глубочайшим социальным расслоением: привилегированные слои общества живут в шикарных, полностью компьютеризированных особняках, в то время, как в городских трущобах царствует нищета и полнейшая анархия.

Иногда действие происходит в киберпространстве: обычно в произведениях киберпанка технологии достигли такого уровня, что возможно прямое подключение человеческого мозга к компьютерным системам. Один из основных главных героев произведений — компьютерный хакер, асоциальный одиночка, неудачник, человек второго сорта, чьими услугами, тем не менее, не стесняются пользоваться властные структуры.

Мир киберпанка — это метафора современного общества, социальных беспокойств, кризисов, коррупции, тотальной слежки и контроля. А еще — страха будущего, когда машины превзойдут своих создателей.

Стимпанк, дизельпанк и киберпанк — фантастические жанры альтернативной истории, сюжеты, родившиеся в голове писателя. Но, в отличие от стимпанка и дизельпанка, будущее киберпанка еще не наступило. Как знать, может история окажется не такой уж и альтернативной.

Похожие материалы по теме

Печать календарей-плакатов

Календари-плакаты — это не просто инструмент для планирования, но и мощный рекламный носитель.

Я выбираю:: новогодние игры для детей

Чем занять детишек в новогоднюю ночь, чтобы они не заскучали среди взрослых? Да и сами взрослые будут наверняка не прочь повеселиться вместе  с детьми. Несколько идей не помешают, тем более их можно использовать и на протяжении праздничных дней. В такие игры будет интересно сыграть как и деткам постарше, так и совсем маленьким.