Ралли — это вид автомобильных гонок, проходящих на открытых и закрытых участках трассы. Заезды проходят как по дорогам общего пользования, так и по специальным участкам, которые перекрыты в целях безопасности. Для ралли используют особым образом модифицированные серийные автомобили, а иногда — специально сконструированные для соревнований машины.
Маршрут складывается так, что в конечном итоге, спортсмены должны попасть из одного пункта в другой. По пути следования необходимо проходить контрольные точки и специально выбранные и подготовленные для соревнований скоростные участки (СУ), причем с высокой скоростью можно двигаться только по ним. А между спецучастками автомобили передвигаются, соблюдая установленный скоростной режим и правила дорожного движения. Гонки по СУ — невероятно зрелищный и увлекательный элемент ралли.
СУ могут представлять собой извилистые горные перевалы или лесные тропы, пустынную местность, покрытые льдом или снегом участки. Кстати, соревнования проходят при любых погодных условиях. Именно поэтому пилот должен быть опытным водителем, который может справиться с нестандартной ситуацией на дороге, а штурману необходимо уметь быстро ориентироваться и четко читать легенду.
Каждый экипаж, участвующий в ралли, состоит из 2 человек. Это пилот, который, собственно, управляет автомобилем и штурман, который направляет пилота, подсказывает, как быстрее и безопаснее пройти тот или иной участок.
У пилота обязательно должно быть водительское удостоверение, спортивная лицензия и медицинский допуск. Все необходимые для соревнований документы экипаж должен предъявить во время административной проверки перед ралли.
В некоторых гонках предусмотрены суперспецучастки, когда два автомобиля проходят один и тот же участок трассы по параллельным дорожкам. Это позволяет наглядно показать зрителю соревнование между экипажами. Главная задача участников — затратить как можно меньше времени на прохождение специальных участков.
Считается, что первое соревнование по ралли было проведено 22 июля 1894 года. Тогда спортсмены должны были проехать по маршруту Париж-Руан-Париж. В нашей же стране первый автопробег провели в 1909 году по маршруту Петербург-Рига-Петербург. Протяженность маршрута составляла 1177 километров.
Почти через полвека состоялись первые советские ралли, а в 1958 году состоялся первый чемпионат СССР по этому виду спорта. Примерно тогда же первые советские экипажи приняли участие в международном ралли «Тысяча озер» в Финляндии.
Автомобиль для ралли
Автомобиль для ралли сохраняет право передвигаться по дорогам общего пользования, однако от обычной машины его отличают некоторые доработки в конструкции. Вообще, для того, чтобы участвовать в официальных соревнованиях, транспортные средства спортсменов должны соответствовать омологационным картам. Фактически это документ, в котором утверждены допустимые модификации. Омологационные карты разрабатываются специалистами Международной автомобильной федерации (FIA).
Они призваны создать примерно одинаковые технические условия для разных автомобилей, а также обеспечить безопасность спортсменов. Таким образом, ралли — это соревнование в мастерстве среди экипажей, а не в «прокачанности» авто. Стандарты Международной автомобильной федерации также утверждают требования к экипировке спортсменов и дополнительному оборудованию, которое может быть использовано для соревнований.
Международная классификация делит раллийные автомобили на классы N и A. Также в различных странах могут быть национальные группы c более мягкими техническими требованиями по омологации. В России это группа R. Каждая из групп, в свою очередь подразделяется на 4 класса в зависимости от объема двигателя.
Группа N предполагает, что автомобиль будет серийного производства (то есть подобная модель выпущена тиражом не менее 2500 экземпляров) с некоторыми доработками. Разрешено модифицировать кузов, систему впрыска, перепрограммировать бортовой компьютер. Также можно регулировать подвеску и менять амортизаторы. А вот заменять подвеску на спортивную или улучшать конструкцию двигателя запрещено. Кузов автомобиля должен быть усилен при помощи каркаса безопасности, ремни следует заменить на 4-точечные или 6-точечные. Также нужна будет система пожаробезопасности, замки на капот и багажник и выключатель «массы».
Группа А предполагает значительное изменение автомобиля. В этом классе разрешено дорабатывать кузов, систему впрыска, амортизаторы, устанавливать спортивные подвеску и коробку передач, перепрограммировать бортовой компьютер и т. д.
В основном, автомобили для ралли — это доработанные серийные модели. Однако иногда проводятся соревнования между автомобилями, которые выпускаются исключительно для ралли (Super2000 и WRC.) В целом, для переделки автомобиля из салона удаляется почти все содержимое. Кузов в местах, которые испытывают наибольшие нагрузки, усиливают специальными укреплениями. Устанавливается каркас безопасности, представляющий собой конструкцию, которая состоит из труб установленной толщины и диаметра. Обычные сидения чаще всего меняют на анатомические.
Ознакомление с трассой
Когда ралли только полявилось, предварительное ознакомление с трассой было запрещено правилами, и штурманам приходилось пользоваться картами, предоставленными организаторами. Точный маршрут нередко оставался в секрете до самого дня проведения гонки. Сейчас же правила разрешают спортсменам предварительное ознакомление с трассой.
При этом во время ознакомительного заезда штурман составляет стенограмму маршрута. В ней содержится описание трассы, которое в дальнейшем позволяет водителю заранее готовиться к резким поворотам или трамплинам. Предварительное ознакомление с трассой позволяет сделать ралли более безопасным, а также повышает скорость, с которой спортсмены могут проходить участки.
Для записи стенограммы пилоту и штурманы выдают дорожную книгу, в которой есть маршрутный лист, легенда и карта участка местности, где проводится ралли. Каждый экипаж имеет право 2 раза проехать по скоростным спецучасткам. В это время пилот диктует, а штурман записывает стенограмму.
Как проходит ралли?
Соревнования начинаются, как правило, с торжественной церемонии. В предстартовой зоне собираются все участники гонки. В это время может проходить построение, выступление официальных лиц и артистов. За 10 минут до своего старта экипаж имеет право занять место в автомобиле и завести мотор. В начале гонки экипажи получают контрольную карту и проходят первый пункт контроля времени. После этого автомобиль движется по маршрутному листу.
Участники стартуют не одновременно, а с межстартовым интервалом в 1-2 минуты. Каждый круг ралли делится на секции, между которыми экипаж может отправиться в сервисную зону для того, чтобы произвести обслуживание автомобиля или же быстрый ремонт. На это дается не более 20 минут.
Также между секциями меняется порядок старта участников. Тут может быть два варианта. Первый (регруппинг) — это когда порядок старта экипажей выстраивают в зависимости от результатов, показанных спортсменами во время прохождения скоростных участков. При втором варианте (ренорминг) экипажи стартуют в том же порядке, что и в начале гонки, однако устраняются неравные временные интервалы, которые появляются из-за выбывания участников.
В конце каждого круга спортсмены отправляются в сервисный парк, где механики могут ремонтировать автомобиль в течение 45 минут. В конце дня подсчитываются результаты. При этом учитывается время прохождения скоростных участков и полученные штрафы.
Согласно системе суперралли, участники, которые не смогли финишировать по техническим причинам (например, из-за поломки) могут выйти на старт на следующий день. При этом за каждый непройденный скоростной участок им будет начислен штраф в несколько минут.
На следующем круге участников выстраивают согласно результатам вчерашнего дня. После прохождения всех этапов соревнования спортсмены прибывают на финиш гонки. Если у экипажей возникают какие-либо претензии к судейству, они могут подать протест. Они будут рассмотрены в ходе подведения итогов. После того, как результаты становятся известны, победителей награждают.
Ралли — это очень захватывающий вид автомобильного спорта, который получает все большее распространение по всему миру. Из всех видов автомобильного спорта ралли - самый приближенный к реальной жизни, а благодаря разнообразию и накалу страстей ралли называют "королева автоспорта".