История техники "сухая кисть"
История этой техники началась в середине 1980-х годов. Дал ей начало один из художников Акоп Тороссян. Он стал первым работать в этой технике на Арбате. Многие художники пытались повторить эту технику, но не могли, они пытались растирать гуталин. В оригинале же использовалась масляная краска: сажа газовая или тиоиндиго. Под словами «сухая кисть» представлен графический и живописный прием, предполагающий применение масляной краски, которая растирается на холсте или бумаге. С одной стороны, нет ничего нового, но в отличие от традиционной живописи ускоряет сам процесс. Поэтому вы сможете сделать портрет за несколько часов, а вот набросок или шарж всего за несколько минут. Такая технология позволит выделить мельчайшие детали, достигая уровня эффекта фотографии. Для такой техники подойдет любая фотография: как черно-белая, так и цветная. Особой чертой такой техники является то, что краска не мажется на ощупь. Благодаря этому, вы сможете сразу же вставить портрет в рамочку или свернуть в рулон, не испортив его и не испачкав себя. Рассмотрим технологию «сухой кисти» более основательно. Для того, чтобы писать картины сухой кистью, вам необходимо кисти и кусок бумаги или прогрунтованного холста, небольшое количество масляной краски, фотография и ластик.
Как выбрать бумагу
Если вы хотите рисовать в этой технике, то вам потребуется бумага. От ее выбора будет зависеть качество вашего рисунка или портрета. Зачастую неправильно выбранная бумага может стать причиной вашего плохого портрета или рисунка. Поэтому учимся выбирать бумагу. Для рисования портрета опытные художники не советуют брать бумагу с ярко выраженной текстурой, при втирании бумаги на лице человека могут появиться крупные поры. Также не рекомендуется использовать слишком гладкую бумагу (к примеру, бумага для черчения). Краска некрасиво ложится на эту бумагу. Многие художники рисуют на бумаге с необычным названием «яичная скорлупа», но в ней также есть недостаток — она способна образовывать катышки. Совет: поэкспериментируйте с различными видами, текстурами и фактурами бумаги, чтобы выбрать свою.
Кисти
Кроме этого вам понадобятся самые разнообразные кисти:
Первой кистью будет кисть-флейц.
Флейц - плоская кисть из щетины.
Флейц подходит для проработки общего фона. Также вам понадобятся плоские кисти: щетина к примеру № 12-20 и конечно же кисти из круглой синтетики № 2-4. Теперь вам стоит запастись терпением и аккуратностью, поскольку в некоторых случаях краска, попавшая на светлые участки лица человека, ее удаление иногда не представляется возможным и вам придется начинать все с нуля.
Как начать рисовать портрет
Для начинающих художников лучше всего начинать портрет с карандашных набросков. Лучше использовать достаточно твердый графитный карандаш. Более мягкие карандаши могут испачкать рисунок. Старайтесь обязательно делать тонкие линии, чтобы в дальнейшем, когда закончена работа кистью, стереть карандашные наброски. Постарайтесь не использовать ластик, так как он может образовать катышки и втираться в краску. После того, как вы начнете делать общие пропорции лица и начнете набирать в тоне. Чтобы сделать это: выдавите на палитру краски и разотрите ее мастихином и начинайте рисовать кистью Мастихин используют для того, чтобы устранить вероятность появления комочков.
Совет: Обязательно следите за тем, чтобы кисть была сухой. Когда краска на ней заканчивается, то обмакните ее снова. Повторяйте операцию каждый раз, когда краски на кисти будет мало. Краски должно быть в меру, так как избыток краски тоже не благотворным образом повлияет на рисунок. Кисть следует проводить по бумаге таким образом, чтобы краска равномерно рассредоточилась по ворсу.
Совет: Краска более равномерно рассредоточится по ворсу кисти, если несколько раз провести по дощечке этой кистью, на которую наклеен кусочек холста.
Бывает так, что краска очень густая, поэтому здесь на помощь спешит солярка, льняное масло, скипидар также отличный помощник в разбавлении. Разбавитель добавляют очень аккуратно, буквально одну капельку. Далее определите рациональное тоновое соотношение фона, одежды, лица. Реализацию всего рисунка проводите постепенно.
Переходите от общих деталей к более мелким. Наносите краску без сильного нажима, после того как все тонкости портрета будут сделаны, с помощью ластика обратите внимание зрителя на детали одежды, блики прядей или глаз. Лучше использовать жесткий ластик. Чтобы сделать блики на глазах, нужно просто прибегнуть к гуашевым белилам. У многих художников есть мечта — они хотят научиться быстро и качественно рисовать портреты. Но даже используя такую простую технику, как «сухая кисть», многие художники портят свои работы. Не спешите, все приходит с опытом. Как и у любой другой техники, в ней есть свои трудности.
Техника «сухая кисть» - отличная возможность научиться рисовать быстро и качественно. Ее преимущество по отношению к традиционной живописи неоспоримо - это быстрота создания красивых картин.
Photo by RhondaK Native Florida Folk Artist on Unsplash