Чем отличается: Дед Мороз и Санта Клаус

Споры между сторонниками и противниками «американизации» главного героя зимних праздников длятся уже давно.

Но мало кто из спорящих может привести серьезные аргументы для обоснования своей позиции. Происходит это потому, что, помимо приятия или неприятия образа, мало кто знает историю этих двух «новогодних дедушек». А ведь это в корне различные образы, с разными функциями и происхождением. Поэтому, давайте разберемся, что же представляют собой Дед Мороз и Санта Клаус.

Санта Клаус

История

Начнем с зарубежного оппонента нашего «дедушки». Основным и коренным отличием Санта Клауса от Деда мороза является тот факт, что Санта Клаус не какой-то мифический персонаж или персонифицированное природное явление, а реально существовавшая личность. Только звали его иначе и жил он не в Лапландии, как сейчас принято считать, а в Малой Азии.

Звали человека, ставшего прообразом Санта Клауса, Николай. Родился он в городе Миры Ликийские (нынешняя Турция), около 245 года н.э. Умер 6 декабря 334 года. Не занял в церковных анналах сколь-либо значимого места, так как был простым епископом. Поэтому, найти упоминания о нем, сделанные при его жизни или вскоре после его смерти, невозможно.

Но память о святителе Николае осталась жить в народных легендах. Неизвестно, имеет ли это народное творчество какое-то реальное обоснование, но о святом Николае говорили, что он помогал бедным, по ночам подкладывая в башмаки, оставленные у дверей, золотые монеты, а на окна — пироги.

В VI веке появляется житие монаха Николая, настоятеля монастыря Святого Сиона и епископа Пинарского, которое наслоилось на легенды о Николае мирликийском, и часть эпизодов из жизни епископа-монаха стали приписываться нашему святому.

В VIII веке Михаилом Архимандритом было написано «каноническое житие», в котором были собраны воедино все сведения о святом Николае.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. В 1088 году Папа Урбан II официально установил литургическое празднование обретения мощей святого Николая 9 мая. На византийском востоке праздник не приняли, а вот на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор под названием «Микола - летний».

И именно на Руси святой Николай стал одним из наиболее почитаемых святых. Николай Чудотворец в крестьянской мифологии прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем, именно к святому Николаю, в первую очередь, и обращались с молитвой за помощью. Для русских православных христиан Николай стал «народным» святым, который всегда откликался на просьбы о помощи.

Так что, святой Николай — прообраз Санта Клауса, отнюдь был не чужд русскому народу. Напротив, почитание святого прочно укоренилось в русской народной традиции.

Рождение образа

Но в Санта Клауса святой Николай превратился именно на христианском Западе. Для этого имелось несколько предпосылок.

Примерно в 10 веке в Кельнском кафедральном соборе, в день памяти святого Николая 6 декабря, стали раздавать детям фрукты и выпечку. К тому моменту Николай стал почитаться как святой покровитель детей.

Вскоре традиция разошлась по всей Европе. Вспоминая старые легенды, люди стали вывешивать специально изготовленные ботинки и чулочки, чтобы Николаю было куда положить свои подарки.

День памяти святого приходится на рождественский пост. Видимо, в связи с этим святой Николай, заходя по ночам в дома, послушным детям приносил подарки, а непослушным розги. Такое очень своеобразное напоминание о необходимости хорошего поведения. Ну вот дети и начинали стараться, не шалить перед праздником, чтобы на утро обнаружить в своем чулке подарок. Хотя, розги подарку иногда сопутствовали: в виде посеребренных или позолоченных веточек, положенные в тот же чулок.

В разных странах «привычки» святого описываются по-разному. Кое-где Николай не прячется и не посещает дома ночью, когда все спят, а при свете дня, в полном литургическом облачении, в компании с ангелом и чертенком приходит в дома. Причем, ангелочек и чертенок выступают в роли адвоката и прокурора, когда святой Николай расспрашивает детей об их поведении. Ну и по результатам «следствия» вручается (или не вручается) подарок.

В XVI веке, из-за выступления Мартина Лютера, почитание святых было исключено из литургии новых Церквей, включая и праздник святого Николая, но не так-то просто было бороться с народными традициями.

Так что праздник святого Николая в католических странах остался до сих пор и отмечается 6 декабря. А в протестантских странах чудотворец преобразился в иной персонаж, который так же дарил детям подарки и радость.

Большую роль в истории рождественского чудотворца сыграла Северная Америка, в которую легенды о святом Николае попали из Голландии. Дело обстояло так: голландские поселенцы прибыли в Новый свет на нескольких кораблях, возглавляемых фрегатом, на носу которого стояла фигура святого Николая. Новоприбывшие организовали поселение на земле, выкупленной у индейцев (на месте нынешнего Нью-Йорка) и, естественно, перенесли в центр поселения фигуру святого. Но местные жители по-английски не говорили, и их языком фраза «святой Николай» звучала как «Синтер Класс», преобразовавшаяся со временем в «Санта Клаус». Как показывает время, новое имя прижилось.

Но становление образа продолжалось. Важным этапом в перевоплощении святого Николая в того белобородого добродушного толстяка стала поэма К. Мура «Приход святого Николая», в которой описывается встреча святого с малышом. Мур изобразил Санта Клауса, как жизнерадостного толстячка с трубкой во рту. Вместе со сменой облика, Санта потерял облачение епископа и пересел на упряжку оленей.

Американизированный образ Санта Клауса был разработан художником-иллюстратором Томасом Настом для журнала «Harper`s» в 1860-1880 годах. К этому моменту относится появление списка хороших и плохих детей, а так же «базирование» Санты на северном полюсе.

Поначалу, бывшего христианского святого одевали в одежду всех возможных цветов и фасонов. Но в 1931 году известная фирма Coca Cola начала использование образа Санта Клауса в своей новой рекламной кампании. Соответственно, Санта Клаус был одет в полушубок в фирменных цветах компании: красном и белом.

Благодаря рекламе и повсеместной американизации красно-белый Санта Клаус постепенно вытесняет других новогодних «дарителей подарков».

Дед Мороз

Образ

В отличие от Санта Клауса, наш Дед Мороз исторических прототипов не имеет. Более того, в отличие от католического святого, наш «дедушка» имеет самые что ни на есть языческие корни.

Дед Мороз — восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии выступал как олицетворение зимних морозов.

Обычно изображается в красной, синей, иногда белой шубе, с длинной белой бородой, в валенках и с посохом в руке, которым может замораживать предметы. Ездит на тройке лошадей.

В отличие от зарубежного «собрата», наш Дед Мороз имеет родню — внучку Снегурочку, с которой неразлучен во время новогодних праздников. А жена у него — сама Зима.

Мороз как природная стихия персонифицировался восточными славянами: невысокий старик с длинной бородой, который ходит по полям и стуком своего посоха вызывает морозы. Образ нашел свое отражение в народном фольклоре.

Согласно народной примете, если зима снежная, то и будущий год будет урожайным. Об урожае судили и по наличию крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг совершали обряд «кликанья мороза»: его зазывали на трапезу, угощали ритуальной пищей — блинами и кутьей. Интересен тот факт, что точно так же тогда призывали в дом души умерших предков, а кутья — вообще традиционная поминальная еда у славян.

В литературу Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией сборника сказок В.Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея». Там была сказка «Мороз Иванович», в которой впервые была дана обработка фольклорного и обрядового образа Мороза. Этот образ был не очень похож на тот, к которому мы привыкли с детства.

Сказка приурочена не к Новому году и не к Рождеству, а к весне. А Мороз Иванович живет в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. Дети сами приходят к Морозу Ивановичу, но не за подарками, хотя он и может наградить за хорошо выполненную работу.

Но этот образ уже близок к тому Деду Морозу, который дарит подарки послушным детям: седой старик, живет в ледяном доме, не жесток к провинившимся, хотя и награждает по заслугам — вобщем, справедливый и добрый наставник.

В литературе образ Мороза мифологизируется по двум направлениям. С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), где Мороз представлен злой силой, любящей «кровь вымораживать в жилах / И мозг в голове леденить», он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека. С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».

Довольно долго Мороз Иванович и Новый год существовали по раздельности. Новогодним же образом Дед Мороз становится во второй половине XIX века, когда в России начинаются первые попытки создания собственного, самобытного «рождественского деда», который дарил бы детям подарки.

В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа. Предпочтение, отданное Деду Морозу, нуждается в объяснении. В восточнославянской мифологии Мороз — существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).

После революции Дед Мороз, вместе с рождественскими традициями, подвергся гонениям. Окончательно его «изгнали» в 1929 году, когда Рождество было объявлено обычным рабочим днем, а специальные патрули следили за тем, чтобы в домах не велись предпраздничные приготовления.

«Советский» Дед Мороз

Появление Деда Мороза как обязательного персонажа новогодних праздников приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда вновь разрешили елку. Естественно, что сложившийся задолго до революции образ переосмыслялся в духе советской идеологии.

Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу в создании праздничных сценариев, что привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки. Теперь Дед Мороз не дарил каждому ребенку индивидуальный подарок, а приносил одинаковые пакеты, которые подряд вынимал из мешка и раздавал детям.

Во время войны образ Деда Мороза широко использовался в целях патриотической пропаганды: его изображали изгоняющим фашистов, вместо подарков складывали в мешок оружие.

А вот внучка Деда Мороза, Снегурочка, хоть и тесно связана с образом своего дедушки, но в самостоятельный и определенный образ оформилась лишь после разрешения елок в Советском Союзе. Снегурочка начинает фигурировать на равных правах с Дедом Морозом. Она становится его помощницей и посредницей между ним и детьми. Вначале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом союзов.

Это лишь краткая история «рождественских дедов». Судите сами, стоит ли ругать американизированный образ и насколько позволять зарубежным традициям входить в наши праздничные ритуалы. Это все второстепенно. Вне зависимости от того, кто приносит подарки и откуда он родом, главное в Новый год — это радость детей и их искренняя вера в чудеса.

Похожие материалы по теме

Клиника Ассута в Израиле

Клиника  Ассута в Израиле – возможность пройти лечение у ведущих врачей Израиля.