Но мало кто из спорящих может привести серьезные аргументы для обоснования своей позиции. Происходит это потому, что, помимо приятия или неприятия образа, мало кто знает историю этих двух «новогодних дедушек». А ведь это в корне различные образы, с разными функциями и происхождением. Поэтому, давайте разберемся, что же представляют собой Дед Мороз и Санта Клаус.
Санта Клаус
История
Начнем с зарубежного оппонента нашего «дедушки». Основным и коренным отличием Санта Клауса от Деда мороза является тот факт, что Санта Клаус не какой-то мифический персонаж или персонифицированное природное явление, а реально существовавшая личность. Только звали его иначе и жил он не в Лапландии, как сейчас принято считать, а в Малой Азии.
Звали человека, ставшего прообразом Санта Клауса, Николай. Родился он в городе Миры Ликийские (нынешняя Турция), около 245 года н.э. Умер 6 декабря 334 года. Не занял в церковных анналах сколь-либо значимого места, так как был простым епископом. Поэтому, найти упоминания о нем, сделанные при его жизни или вскоре после его смерти, невозможно.
Но память о святителе Николае осталась жить в народных легендах. Неизвестно, имеет ли это народное творчество какое-то реальное обоснование, но о святом Николае говорили, что он помогал бедным, по ночам подкладывая в башмаки, оставленные у дверей, золотые монеты, а на окна — пироги.
В VI веке появляется житие монаха Николая, настоятеля монастыря Святого Сиона и епископа Пинарского, которое наслоилось на легенды о Николае мирликийском, и часть эпизодов из жизни епископа-монаха стали приписываться нашему святому.
В VIII веке Михаилом Архимандритом было написано «каноническое житие», в котором были собраны воедино все сведения о святом Николае.
Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. В 1088 году Папа Урбан II официально установил литургическое празднование обретения мощей святого Николая 9 мая. На византийском востоке праздник не приняли, а вот на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор под названием «Микола - летний».
И именно на Руси святой Николай стал одним из наиболее почитаемых святых. Николай Чудотворец в крестьянской мифологии прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем, именно к святому Николаю, в первую очередь, и обращались с молитвой за помощью. Для русских православных христиан Николай стал «народным» святым, который всегда откликался на просьбы о помощи.
Так что, святой Николай — прообраз Санта Клауса, отнюдь был не чужд русскому народу. Напротив, почитание святого прочно укоренилось в русской народной традиции.
Рождение образа
Но в Санта Клауса святой Николай превратился именно на христианском Западе. Для этого имелось несколько предпосылок.
Примерно в 10 веке в Кельнском кафедральном соборе, в день памяти святого Николая 6 декабря, стали раздавать детям фрукты и выпечку. К тому моменту Николай стал почитаться как святой покровитель детей.
Вскоре традиция разошлась по всей Европе. Вспоминая старые легенды, люди стали вывешивать специально изготовленные ботинки и чулочки, чтобы Николаю было куда положить свои подарки.
День памяти святого приходится на рождественский пост. Видимо, в связи с этим святой Николай, заходя по ночам в дома, послушным детям приносил подарки, а непослушным розги. Такое очень своеобразное напоминание о необходимости хорошего поведения. Ну вот дети и начинали стараться, не шалить перед праздником, чтобы на утро обнаружить в своем чулке подарок. Хотя, розги подарку иногда сопутствовали: в виде посеребренных или позолоченных веточек, положенные в тот же чулок.
В разных странах «привычки» святого описываются по-разному. Кое-где Николай не прячется и не посещает дома ночью, когда все спят, а при свете дня, в полном литургическом облачении, в компании с ангелом и чертенком приходит в дома. Причем, ангелочек и чертенок выступают в роли адвоката и прокурора, когда святой Николай расспрашивает детей об их поведении. Ну и по результатам «следствия» вручается (или не вручается) подарок.
В XVI веке, из-за выступления Мартина Лютера, почитание святых было исключено из литургии новых Церквей, включая и праздник святого Николая, но не так-то просто было бороться с народными традициями.
Так что праздник святого Николая в католических странах остался до сих пор и отмечается 6 декабря. А в протестантских странах чудотворец преобразился в иной персонаж, который так же дарил детям подарки и радость.
Большую роль в истории рождественского чудотворца сыграла Северная Америка, в которую легенды о святом Николае попали из Голландии. Дело обстояло так: голландские поселенцы прибыли в Новый свет на нескольких кораблях, возглавляемых фрегатом, на носу которого стояла фигура святого Николая. Новоприбывшие организовали поселение на земле, выкупленной у индейцев (на месте нынешнего Нью-Йорка) и, естественно, перенесли в центр поселения фигуру святого. Но местные жители по-английски не говорили, и их языком фраза «святой Николай» звучала как «Синтер Класс», преобразовавшаяся со временем в «Санта Клаус». Как показывает время, новое имя прижилось.
Но становление образа продолжалось. Важным этапом в перевоплощении святого Николая в того белобородого добродушного толстяка стала поэма К. Мура «Приход святого Николая», в которой описывается встреча святого с малышом. Мур изобразил Санта Клауса, как жизнерадостного толстячка с трубкой во рту. Вместе со сменой облика, Санта потерял облачение епископа и пересел на упряжку оленей.
Американизированный образ Санта Клауса был разработан художником-иллюстратором Томасом Настом для журнала «Harper`s» в 1860-1880 годах. К этому моменту относится появление списка хороших и плохих детей, а так же «базирование» Санты на северном полюсе.
Поначалу, бывшего христианского святого одевали в одежду всех возможных цветов и фасонов. Но в 1931 году известная фирма Coca Cola начала использование образа Санта Клауса в своей новой рекламной кампании. Соответственно, Санта Клаус был одет в полушубок в фирменных цветах компании: красном и белом.
Благодаря рекламе и повсеместной американизации красно-белый Санта Клаус постепенно вытесняет других новогодних «дарителей подарков».
Дед Мороз
Образ
В отличие от Санта Клауса, наш Дед Мороз исторических прототипов не имеет. Более того, в отличие от католического святого, наш «дедушка» имеет самые что ни на есть языческие корни.
Дед Мороз — восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии выступал как олицетворение зимних морозов.
Обычно изображается в красной, синей, иногда белой шубе, с длинной белой бородой, в валенках и с посохом в руке, которым может замораживать предметы. Ездит на тройке лошадей.
В отличие от зарубежного «собрата», наш Дед Мороз имеет родню — внучку Снегурочку, с которой неразлучен во время новогодних праздников. А жена у него — сама Зима.
Мороз как природная стихия персонифицировался восточными славянами: невысокий старик с длинной бородой, который ходит по полям и стуком своего посоха вызывает морозы. Образ нашел свое отражение в народном фольклоре.
Согласно народной примете, если зима снежная, то и будущий год будет урожайным. Об урожае судили и по наличию крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг совершали обряд «кликанья мороза»: его зазывали на трапезу, угощали ритуальной пищей — блинами и кутьей. Интересен тот факт, что точно так же тогда призывали в дом души умерших предков, а кутья — вообще традиционная поминальная еда у славян.
В литературу Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией сборника сказок В.Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея». Там была сказка «Мороз Иванович», в которой впервые была дана обработка фольклорного и обрядового образа Мороза. Этот образ был не очень похож на тот, к которому мы привыкли с детства.
Сказка приурочена не к Новому году и не к Рождеству, а к весне. А Мороз Иванович живет в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. Дети сами приходят к Морозу Ивановичу, но не за подарками, хотя он и может наградить за хорошо выполненную работу.
Но этот образ уже близок к тому Деду Морозу, который дарит подарки послушным детям: седой старик, живет в ледяном доме, не жесток к провинившимся, хотя и награждает по заслугам — вобщем, справедливый и добрый наставник.
В литературе образ Мороза мифологизируется по двум направлениям. С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), где Мороз представлен злой силой, любящей «кровь вымораживать в жилах / И мозг в голове леденить», он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека. С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».
Довольно долго Мороз Иванович и Новый год существовали по раздельности. Новогодним же образом Дед Мороз становится во второй половине XIX века, когда в России начинаются первые попытки создания собственного, самобытного «рождественского деда», который дарил бы детям подарки.
В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа. Предпочтение, отданное Деду Морозу, нуждается в объяснении. В восточнославянской мифологии Мороз — существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).
После революции Дед Мороз, вместе с рождественскими традициями, подвергся гонениям. Окончательно его «изгнали» в 1929 году, когда Рождество было объявлено обычным рабочим днем, а специальные патрули следили за тем, чтобы в домах не велись предпраздничные приготовления.
«Советский» Дед Мороз
Появление Деда Мороза как обязательного персонажа новогодних праздников приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда вновь разрешили елку. Естественно, что сложившийся задолго до революции образ переосмыслялся в духе советской идеологии.
Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу в создании праздничных сценариев, что привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки. Теперь Дед Мороз не дарил каждому ребенку индивидуальный подарок, а приносил одинаковые пакеты, которые подряд вынимал из мешка и раздавал детям.
Во время войны образ Деда Мороза широко использовался в целях патриотической пропаганды: его изображали изгоняющим фашистов, вместо подарков складывали в мешок оружие.
А вот внучка Деда Мороза, Снегурочка, хоть и тесно связана с образом своего дедушки, но в самостоятельный и определенный образ оформилась лишь после разрешения елок в Советском Союзе. Снегурочка начинает фигурировать на равных правах с Дедом Морозом. Она становится его помощницей и посредницей между ним и детьми. Вначале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом союзов.
Это лишь краткая история «рождественских дедов». Судите сами, стоит ли ругать американизированный образ и насколько позволять зарубежным традициям входить в наши праздничные ритуалы. Это все второстепенно. Вне зависимости от того, кто приносит подарки и откуда он родом, главное в Новый год — это радость детей и их искренняя вера в чудеса.