Железнодорожный вокзал «Вятка»

В 1895 году российский царь подписал Указ о начале строительства железной дороги от Перми до Котласа через Вятку. Непосредственно работы по сооружению железной дороги у города Вятки были торжественно начаты 19 августа 1895 года. Здание вокзала было заложено весной 1897 года. К 1 августа была закончена кладка цоколя, а к концу 1897 года здание было готово «вчерне». Работы по его отделке продолжались еще и в 1898 году.

В 1895 году российский царь подписал Указ о начале строительства железной дороги от Перми до Котласа через Вятку. Непосредственно работы по сооружению железной дороги у города Вятки были торжественно начаты 19 августа 1895 года. Здание вокзала было заложено весной 1897 года. К 1 августа была закончена кладка цоколя, а к концу 1897 года здание было готово «вчерне». Работы по его отделке продолжались еще и в 1898 году.

21 октября 1897 года вокзал «Вятка» принял первых пассажиров. В этот день в 7 часов 30 минут открылась касса для продажи первых билетов на первый пассажирский поезд Вятка-Глазов. Ровно в 9 часов состав отошел от перрона.

С первых дней в здании вокзала работал телеграф, телефон, действовал водопровод. Через некоторое время появилось электричество.

К сожалению, выяснить автора проекта здания не удалось. Вероят­нее всего, проект был доставлен в Вятку из Санкт-Петербурга - из Министерства путей сообщения. Возможно, это был один из типовых проектов вокзалов.

Объемно-композиционное и планировочное решение здания имеет четко выделенное организующее ядро - это помещение вестибюля. Через него осуществляется связь между привокзальной площадью и перроном, оно сообщается с другими помещениями вокзала - кассовым залом, рестораном и прочими службами, в нем расположена лестница на второй этаж, устроенный только над вестибюлем.

Фасады здания декорированы в «кирпичном» стиле. Пластика стен ярко выражена - их плоскости покрывают многочисленные кирпичные рельефы. Каждый из продольных фасадов имеет пятичастное деление и три акцента. Главный (центральный) акцент - доминирующий объем вестибюля, выступающий за линию фасада, повышенный за счет второго этажа и завершенный фигурными аттиками. Второстепенные акценты - слегка намеченные ризалиты по флангам, также подчеркнутые аттиками. В пределах ризалитов аттики объединены коваными решетками. Центр композиции каждого продольного фасада венчает металлический шпиль, рисунок которого выдержан в стиле парапетных решеток.

Со строительством новой железной дороги на Котельнич значение старого вокзала заметно снизилось - из главного он превратился в рядовую станцию «Киров-Котласский». Со временем изменились привокзальная площадь и благоустройство перрона, но здание вокзала продолжает жить и радовать нас приятной архитектурой.

ссылка на источник http://www.kirovreg.ru/culture/okn/object/gd_vyatka.php

Похожие материалы по теме