1. Бонанг
Родиной бонанга является Индонезия. Традиционные музыкальные оркестры, называемые гамеланами постоянно используют этот инструмент в своих выступлениях. Согласно мифу, гамелан создал в 3 веке Санг Хуанг Гуру. В переводе название инструмента означает «бить молотком».
2. Диджеридо
Его происхождение связывают с австралийскими аборигенами. Однако, этот инструмент настолько древний, что никто до сих пор не знает, кто же его изобрел. Многие ученые утверждают, что он по своему принципу действия похож на аэрофон, создаваемый звук при помощи ветра. Этому инструменту насчитывается 40 тыс. лет. Английское издание «Бритиш Медикал Джорнал» провело исследование в результате которого выяснилось, что такой инструмент способен вылечить храп и асфиксию — временную остановку дыхания во время сна. Безусловно, игра на таком инструменте укрепляет мышцы верхних дыхательных путей.
3. Цабуна
Цабуна-изобретение греческих пастухов. Этому изобретению уже около 2 тысяч человек. Цабуна изготавливается из козлиной шкуры. Она надувается через специальный мундштук при вдохе. С другой стороны, трубка - подобие флейты, на которой играют пальцами. Инструмент очень похож на волынку, но у цамбуны нет дополнительной трубы, которая и извлекает характерные шотландские звуки.
4. Ханг (хонг)
Этот инструмент имеет волшебное звучание. Его придумали совсем недавно, примерно 8 лет назад в Берне, в Швейцарии. Это смесь металлического барабана и инструмента из оркестра гамелан. Играют на нем пальцами и ладонями. На местном диалекте ханг означает «человеческая рука», но иногда произносится хонг.
5. Стеклянная гармоника
Оказывается, стеклянную гармонику изобрел Бенджамин Франклин в 1761 году и она очень нравилась Моцарту, который специально для нее написал два произведения: Адажио и Рондо.
6. Терменвокс
Терменвокс- также творение одного человека. Придумал и изобрел его Лев Сергеевич Термен. Игра на терменвоксе заключается в изменении расстояния рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется частота звука. В терменвоксе есть вертикальная антенна: она отвечает за тон звука, а вот горизонтальная антенна отвечает за его громкость. Для игры на таком инструменте необходимо обладать идеальным слухом, так как во время игры музыкант не прикасается к инструменту и поэтому он должен поменять расстояние своих рук, только полагаясь на свой слух. На таком инструменте могут исполнять как классические, эстрадные и современные композиции. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.
7. Стик Чепмена
Внешне стик выглядит как увеличенный по ширине и сильно удлинённый гриф электрогитары с 8, 10 или 12 струнами. В отличие от гитары, где для извлечения одного звука используются обе руки, на стике возможно играть сразу партию баса, аккорды и мелодию. В этом отношении стик можно сравнить с клавишными. Кроме этого, стик предполагает использование MIDI системы, которая дополняет звучание стика синтезаторными звуками.
8. Сакулейта
Сакулейта — это гибрид японской бамбуковой дуды сакухати и европейской серебряной флейты. В него дуют «задом наперед». Чтобы сделать сакулейту, в раструб флейты засовывают специальный мундштук. Инструмент придумал мастер по изготовлению сакухати Монти Левенсон.
9. Серпент
Инструмент серпент еще называют контрабас-анакондой. Этот необычный духовой инструмент извивается змеей, а звучит, как слон. Его изобрели в 1590 году. Серпент делается из дерева или кости, и обтягивается кожей. В отличие от тубы серпент не имеет клавиш, но есть в нем отверстия, как у флейты.
10. Калимба
Один из самых древних инструментов Африки. Он является любимым инструментом жителей Южной и Центральной Африки и некоторых антильских островов. О его широкой распространенности свидетельствуют разновидности названий: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др., из которых «официальным» у нас является «цанца», на Западе — «калимба». В своем большинстве используется как аккомпанирующий инструмент. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым инструментам. Маленькие создают совершенно призрачное и хрупкое звучание, которое похоже на музыкальную шкатулку. На резонаторном корпусе размещается ряд или несколько рядов деревянных, или металлических пластин-язычков, которые служат источником звука. У простейших образцов-плоский, у более сложных -простой резонатор. Делаются резонаторы обычно из панциря черепахи, долбленого дерева и даже из кожуры тыквы и на резонаторе крепятся язычки, обычно язычков бывает от 4 до 30 штук. Высокий порожек защищает и ограничивает звучащую часть язычков. Калимба используется как в традиционных обрядах, так и в государственных шествиях и концертах . Ее называют «ручное фортепиано». Это довольно виртуозный инструмент, который предназначен для исполнения сложных музыкальных рисунков, но вполне пригодных для игры с аккордами. При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации. Калимбы бывают различных размеров: длина корпуса 100—350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.
11. Варган
Слово произошло от древнеславянского «варга» - рот, уста, губы. Вообще это название русского происхождение и обозначает наименование русского язычкового инструмента. Обычно варган делается из металла или дерева. Инструмент встречается под разными названиями и модификациями. Среди них: шанкобыз, аура, комус, комуз, хомус, доромб, дрымба, зубанка, васанг, морчанг, пымель, вывко, тумра, кубыз, тебир-комус, темир-комуз, ванияр, маультроммель, коусян, дан мои. Варган является одним из древнейших инструментов, его точное происхождение не установлено. При игре прижимают варган к зубам или к губам. Ротовая полость при этом служит мощнейшим резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания дает возможность менять тембр инструмента. Новые звучания создаются благодаря изменению диафрагмы, многие глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.
12. Ситар
Ситар — многострунный индийский музыкальный инструмент с богатейшим оркестровым звуком, относится к группе струнных щипковых музыкальных инструментов. Основных струн у ситара — 7 (пять мелодических и 2 бурдонных). Помимо того на ситаре ещё 9-13 резонирующих струн, которые называются тараф (оркестр). Резонирующие струны, отзываясь на звуки основных, и создают то уникальное звучание, которое отличает ситар от других инструментов. Звуки извлекают специальным медиатором, называемым «мизраб», надеваемым на указательный палец. Название, вероятно, происходит от персидского "сетар" - прародителя многих струнных инструментов Востока. Появился ситар в Индии в XIII веке в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако, трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.
Чего только не выдумает человек, и в области музыкальных инструментов он очень преуспел. Сегодня только единицы играют на редких инструментах. Необычные музыкальные инструменты завораживают и уносят нас в волшебный мир, имя которому — музыка. Такие инструменты стоит услышать, а присутствие их в оркестре делает звучание оригинальным и запоминающимся надолго.