Наверное, мало кто из нас задается вопросом: почему так редко получается делать все домашние дела с радостью и легкостью? Работа по дому - одна из самых сложных и, как правило, она не оценивается по достоинству. А если попробовать что-то изменить? Ведь дом должен работать на Вас, а не Вы на него. Домашний менеджмент - это именно та наука, которая научит планировать, организовывать, а значит и упрощать ведение быта.
Давайте сначала назовем основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Теперь все эти функции необходимо применить к домашнему хозяйству.
Планировать и организовывать
Планировать дела ежедневно - это практически невозможно и в конце концов данное действие может обернуться сильным стрессом для Вас. Человек привык к тому, что пять дней в неделю он работает, один день занимается домом и еще один день отдыхает. Представьте, сколько разной информации Вам необходимо держать в голове. Так почему бы не разгрузить ее для того, чтобы там появлялись новые мысли и идеи? Нужно оплатить счета за квартиру - запишите в ежедневник и оплатите в указанный день и т.д.
Покупки. Крепите на холодильник листок, куда вписывайте, какие продукты, бытовую химию и др. необходимо купить. Отправляясь в магазин, не забудьте этот список. Это поможет не только сократить время на поиски чего-то нужного в магазине, но и избавит Вас от лишних растрат.
Приготовление пищи. Конечно, очень удобно, если у Вас спланировано меню на целый месяц вперед. Однако это достаточно тяжело сделать сразу, поэтому снова прикрепите на холодильник (ведь именно здесь наибольшая проходимость, а, следовательно, выше шанс увидеть написанное) листок, на котором пишите, что приготовили сегодня. Как только у Вас появляются новые идеи по поводу блюд - вносите их в список.
Уборка квартиры. Здесь будет довольно наглядной аналогия с чисткой зубов: Вы же не чистите зубы только из-за того, что идете к стоматологу, а делаете это автоматически утром и вечером (иногда в течение дня после еды, если есть возможность). Точно также и убирать в квартире нужно автоматически: видите мусор - возьмите веник и подметите это место, считаете, что на шкафах скопилось слишком много вещей - разберите. Согласитесь, ведь это не так сложно - убирать в квартире по настроению. Конечно, один раз в неделю лучше организовать генеральную уборку.
Отдых. Обязательно в течение недели выбирайтесь с семьей куда-либо (парк, кинотеатр, выставка и др.). Заведите своеобразный семейный календарь, куда вписывайте все важные даты и праздники, а также те места, куда хотели бы сходить все вместе. На 100% нужно не только работать, но и отдыхать. И поверьте, лучше полчаса полежать на диване, абсолютно ни о чем не думая, чем сидеть несколько часов за компьютером, зная, что еще не приготовлен обед или ужин.
Мотивировать и контролировать
У многих людей слово "мотивация" ассоциируется исключительно со словом "заставить". Давайте попробуем заменить его на "вдохновить"? Согласитесь, получится гораздо эффективнее, чем Вы ожидаете. Однако учтите, что упреки, наказания, недобрые взгляды нужно исключить, иначе "заставив" ребенка вымыть посуду после ужина, Вы получите не только чистую кухню, но еще и обиду. Это действует и в том случае, если Вы заставляете себя что-то сделать по дому: просыпается чувство неблагодарности и опять же обиды. Отложите на какое-то время "кнут" и посмотрите, какие в Вашем арсенале есть "пряники".
Настроение и атмосфера. Именно Вы и Ваш настрой являются фундаментами дома, его опорой. Приходите с работы домой в отличном настроении, улыбайтесь, уделяйте время своим близким. Дом должен за Вами ухаживать. Как? - спросите Вы. Все очень просто: выделите в квартире самые любимые места и сделайте их еще лучше и уютнее. К примеру, ванная комната - постелите на пол мягкий коврик, поставьте на полочки разнообразные красивые бутылочки и баночки с лосьонами, кремами и т.д., кухня - положите на стулья симпатичные подушки, все специи разложите по красивым емкостям, купите декоративные прихватки и полотенца, спальня - на стенах развесьте картины или фотографии семьи, на кровати расстелите уютный плед. Даже самые незначительные на первый взгляд мелочи помогут сделать дом красивее и теплее. Ощущайте, как Ваша квартира мягко окутывает Вас своим светом, уютом и комфортом. Только в такой дом, где царит подобная атмосфера, любовь и понимание близких, хочется всегда возвращаться!
Дети. Постарайтесь встать на место своего ребенка и определите, что его больше всего радует, когда он находится дома. Попробуйте определить, почему его комната так часто остается неубранной. Обязательно организуйте в детской комнате разнообразные полочки, дверцы, шкафчики, вешалки, контейнеры - с их помощью можно избавиться от беспорядка. Для ребенка, наверное, одним из самых главных и важных поощрений является Ваше внимание, поэтому устраивайте семейные вечера, готовьте вместе, играйте, отдыхайте.
Супруг. Мужчина любит сам принимать решения, поэтому очень важно всегда предоставлять ему выбор, например, погулять с ребенком, вымыть полы или сходить в магазин. Чаще просите его помочь Вам по хозяйству даже в тех случаях, где его помощь кажется лишней. Это нужно для того, чтобы он тоже почувствовал свою нужность и необходимость в этом доме. Главное, что нужно запомнить, что Ваши близкие, впрочем, как и Вы сами, имеют право быть неидеальными и совершать ошибки и промахи.
Это непросто - планировать, организовывать, делать выводы, кого-то мотивировать на работу, но если Вы будете это делать, прислушиваясь к своим чувствам, к своим ощущениям, то все пойдет гораздо легче и быстрее. Взгляните на свой дом, как на маленького ребенка, за которым нужен глаз да глаз, не стремитесь навести идеальную чистоту, и если испачкался коврик или диван, не стоит делать из этого катастрофу. Ваш дом - это маленький и уютный мирок, ангелами-хранителями которого выступает вся семья. Даже если Вы слишком разные, этот мир Вас объединяет.