Синквейн - это пятистрочная стихотворная форма.
История
Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В дальнейшем синквейн использовался с дидактическими целями. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка, который позволяет получить быстрый результат. Очень многие методисты говорят о том, что синквейны полезны в качестве инструментов для синтезирования сложной информации, в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. История возникновения синквейна В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Она любила японскую поэзию в виде танка и хокку. Именно синквейны вошли в ее посмертный сборник стихов, вышедший в 1914 году.
Ноябрьская ночь
Слушай...
робкий, тихий,
как призрака шаг,звук -
мёрзлый лист срывается прочь.
и вниз…
Снег
Вверху
с холмов светлых
вздох зимнего ветра,
первый аромат предзимья.
Там снег!
Виды синквейна
Как и у любого другого поэтического произведения у синквейна есть свои правила составления: Здесь все зависит от вида синквейна.
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и его слоговая структура составляет 2-4-6-8-2 и состоит из 22 слогов. Если сравнивать с другими формами, то в хокку их 17, а в танка 31. авторы, которые предложили эту форму в дальнейшем разработали и ее варианты.
1. Обратный синквейн — синквейн с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);
2. Зеркальный синквейн — синквейн из двух пятистрочных форм, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейн;
3. Синквейн-бабочка — это девятистрочная форма стиха со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;
4. Корона синквейнов — это 5 традиционных синквейнов объединенных в одно завершенное стихотворение.
5. Гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов, это корона синквейнов и добавленный к этой структуре шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая -из второго, последняя и последнего.
Дидактический синквейн
Такой вид синквейна развился в рамках американской школы словесности. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Структура синквейна
В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Чаще всего это существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет описания.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия) — они обозначают свойства предмета или признаков выбранного объекта или предмета, данного в первой строке.
Третья строка образована тремя глаголами, а также деепричастиями. Она описывает характерные действия или события, происходящие с предметами.
Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Ну и в завершении пятая строка — резюме, итог, вывод. Четкое соблюдение правил в синквейне необязательно. Например, для того, чтобы синквейн был интересным и полным в четвертой строчке можно использовать вместо четырех слов может быть три или пять, а в пятой-три или два. Также возможны варианты использования и других частей речи.
Синквейн с точки зрения педагогики
Написание синквейна с точки зрения педагогики это свободное творчество, которое требует от автора умения находить в информационном материале самые важные и существенные моменты, затем обязательно подводить итоги. Делать выводы и резюмировать все сказанное выше. Все это должно быть кратко сформулировано. Кроме использования заданий по составлению синквейнов на уроке литературы, также синквейны используются как итоговое задание для заключительной проверки знаний. Для синквейна характерна простота построения. Именно при простоте построения делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который быстро позволяет получить результат. В частности, знакомство с самим словом и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своих мыслей.
Примеры дидактических синквейнов
Солнце
Зимнее, неверное
Прячется, охотится, стреляет
И только Человек не видит
Прицела.
Осень
Тёплая и Мягкая
Кружится, танцует и смеётся
Только грустно сбрасывают листья
Чувства.
Формирование аналитических способностей
Составление синквейнов помогает формировать и развить аналитические способности. У ребенка вырабатывается способность к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, а эффективность в развитии многих способностей на порядок выше: как интеллектуальных, творческих и образных. Кроме того, его рамки более жесткие, чем при написании сочинения. Из всего этого можно сделать вывод, что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать в себе элементы всех трех основных образовательных систем у человека: информационной, деятельностной, личностно-ориентированной. Еще одной чертой синквейна является его вариативность. Различные варианты синквейнов часто способствуют разноплановому составлению заданий. Синквейны могут составлять как один человек, так и группами до 5 человек.
Возможны варианты с :
составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
коррекция и совершенствование готового синквейна;
анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Синквейн — это уникальная форма стиха, выполняющая не только эстетическую и творческую функцию, но еще и функцию дидактического характера. Поэтому в современном образовательном мире есть целые методики, которые построены на составлении синквейнов.