Я очень люблю современное искусство и фотографию, хотя сама не умею ни рисовать, ни фотографировать, также меня постоянно тянет к чему-то новому и необычному. Любовь и тягу к искусству и фотографии привила моя сестра, и это неудивительно, она — художник. Пока у нее нет собственных выставок, но, думаю, когда-нибудь будут. Сегодня мы с ней стараемся ходить на различные выставки и фестивали современного искусства, которые проходят в нашем городе.
Часто мы посещаем с ней центр современного искусства «Галерея Прогресса». За прошедший год самыми впечатляющими событиями стали для меня 2 выставки, первая - которая прошла в сентябре 2011 года под необычным названием «2Z — Зеркало/Zдвиг» и выставка литографий «Загадочный мир Рене Магритта». Выставка «2Z — Зеркало/Zдвиг» поразила меня разнообразием фоторабот, необычностью подачи — в галерее по полу катались танцоры в мешках из серебристой ткани, символизируя что-то бесформенное и запредельное для понимания, ходил мим на высоких ходулях и в высоком цилиндре, стояла печатная машинка с вырывающейся из нее сеткой из битых зеркал, символизирующих вдохновение и поток слов, была комната с зеркалами и с какими-то этническими предметами домашнего обихода. Все было призвано удивлять и вводить в какой-то ступор непонятного и необычного. В моей голове возникали сотни вопросов: «Что это? Зачем все это? Почему именно так, а не иначе?» И тут я задумалась: «А каким должно быть современное искусство?» На мой взгляд, современное тождественно актуальному, а искусство равно мастерству. И если сегодняшние «Джоконды» выглядят намного проще, то почему бы не восхищаться и ими. Кстати, граффити для меня это тоже своего рода искусство, то же самое, что и наскальная живопись, только в современном понимании. Кто-то согласится со мной, кто-то — нет. Так и на выставке - интерпретация работ у каждого своя.
Вторым событием стала выставка «Загадочный мир Рене Магритта». Я верю в то, что совпадения в жизни не случайны. И вот такая «неслучайность» и произошла со мной. Накануне я как раз взяла книгу о Рене Магритте автора Бернара Ноэля. Прочитав ее, я мало что поняла, но сказала себе: «Когда-нибудь я увижу эти картины не только на иллюстрациях в книге, а вживую». Когда я узнала от своей подруги о выставке, я была безмерно счастлива, потому что мне посчастливится увидеть шедевры мастера воочию. И вот долгожданный день наступил. Я была в предвкушении чего-то таинственного и загадочного: наконец-то я увижу «Голконду», «Империю света», «Влюбленных» и еще многие его работы. Результат превзошел все ожидания.
На выставке меня больше всего поразили две его картины с интересными названиями «Голконда» и «Великая война».
«Голконда» — одна из самых известных и завораживающих его картин. По-другому ее называют «дождь из джентельменов». Около нее я простояла наверное полчаса или даже больше. Она завораживает своей необычностью. Хочется спросить: «Почему идет дождь из мужчин в котелках?» «Откуда они взялись и что все это значит?» Ответ я нашла в фильме о Рене Магритте. Голконда — это древний город в Индии, который стал синонимом несметных сокровищ и богатств, ведь именно в нем было найдено несметное количество алмазов и драгоценностей. Зависшие в пространстве мужчины в котелках как бы притягиваются сокровищами Голконды. Еще одна интерпретация этой картины заключена в словах самого мастера: «Здесь изображена толпа людей – разных людей. Когда вы думаете о толпе, вы ведь не думаете об индивидууме. Поэтому все люди одеты одинаково, как можно проще, чтобы проще было представить толпу… Голконда был богатым городом в Индии, нечто вроде чуда. А я считаю чудом, что смогу на земле шагать по небу. С другой стороны, котелок – самый неоригинальный головной убор – удивления не вызывает. Человек в котелке – это господин. Посредственность при всей своей анонимности. Я тоже ношу котелок – у меня нет особого желания выделяться из массы». (Рене Магритт)
Такие сложные ассоциации есть и в его втором шедевре «Великая война», 1964 года. На картине изображена женщина в наряде эпохи начала 20 века с букетиком фиалок вместо лица. Зачем Магритт нарисовал букет фиалок вместо лица? Что это символизирует? Почему картина называется «Великая война»?Ответ опять же я нашла в фильме. Там говорилось: название берет свои истоки из философии Гегеля. Объясняя странные названия, Магритт писал: «Слово не выражает суть явления. Нет никакой связи между образом и его словесным выражением. Вообще, слова не несут никакой информации о предмете, который описывают. Деревья, которые мы видим, точно так же видят нас. Они живут вместе с нами. Это – свидетели происходящего в нашей жизни. Они скрывают множество тайн. Потом из дерева делают гроб, дерево возвращается в землю. Храня наш прах и становясь прахом. Назвать образ дерева «дерево» – ошибка, случай неверного определения. Образ независим от предмета, который он представляет. То, что возбуждает нас в нарисованном дереве, – не имеет никакого отношения к дереву реальному. И наоборот. То, чем мы наслаждаемся в реальной жизни, оставляет нас холодными в изображении этой прекрасной реальности. Не надо путать реальное с сюрреалистическим и сюрреалистическое с подсознательным».
Также есть еще один смысл этого названия: фиалка в христианстве - символ терпения. И женщина, закрывшая ими лицо, по сути надела маску. А внутри у нее кипят страсти, требующие выхода наружу. На фасаде - тишь да гладь, а за ним идет великая война. Вообще мир его образов - это мир фантазий и мистификаций, он соединяет в одно казалось бы абсолютно разные вещи, никак не связанные между собой.
Соединяет он эти предметы абсолютно неожиданным образом, ставя очень сложные цепочки ассоциаций и сравнений. Постоянные атрибуты его картин — это трубки, котелки, стаканы, окна, серебряные колокольчики. Все это, казалось бы обычные вещи, но в своем оксюмороне они завораживают, удивляют, заставляют задуматься, задавать себе сотни вопросов, пытаться найти ответы на эти вопросы и вновь удивляться новым открытиям. Зачем он все это делал? Просто он искал смысл в жизни, но видимо так его и не нашел. Смыслы картин Магритта неуловим, он ускользает от зрителя. Все мы пытаемся объяснить картину, хватаясь за нее саму, но нам это не удается. Художник усугубляет это еще и названием, которое никак не вяжется с самим произведением. Названию предоставлялась решающая роль в восприятии картины. Вот несколько высказываний Магритта по этому поводу: «Живая эмоция должна присутствовать в названии», «лучший заголовок картины – поэтический. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». На выставке присутствовали вещи-символы: яблоки, котелок и трубка. Таким запомнился мне Магритт.
Мой список художников, чьи выставки я хочу посетить, очень большой. Среди них и Макс Эрнст, и Сальвадор Дали, и Джорджо де Кирико, Хуан Миро. Я верю в свою мечту! И она должна сбыться, непременно.