Расчет простой: компрометирующий сайт будет отражаться в первых строчках запросов по названию компании-должника и, с большой вероятностью, отпугнет потенциальных и действующих партнеров.
Методика, которая, кстати, уже применяется двумя коллекторскими агенствами, противоречит Гражданскому кодексу и закону о защите персональных данных. Так что коллекторы рискуют получить большое количество судебных исков от «ущемленных» компаний за порочащую деловую репутацию информацию, а так же взыскания компенсации морального вреда.
«Сайт-визитка» создается не анонимно, коллекторское агентство ставит фирму-неплательщика в известность. В «компромат» входят сведения о компании и ходе взыскания долга, включая информацию и о возникновении этого долга.
За создание визитки должника платит заинтересованная сторона-кредитор, которой эта услуга обходится в 10-15 тысяч рублей. И если должник упорствует и наотрез отказывается возвращать деньги, сайт размещается в Сети.
Опыт размещения «визиток» на юридических должников уже принес свои плоды: некоторые компании, опасаясь попадания в «черный список», начинают погашать долг сразу после демонстрации демо-версии сайта.
Но юристы отмечают, что создание компрометирующих сайтов связано с большим количеством нарушений законодательства. Даже при условии, что коллектор серьезно оценивает юридические риски и старается свести их к минимуму, ощутимый удар по кошельку коллекторских агентств может нанести сама массовость исков.
В любом случае, каждый конкретный иск от уязвленных должников будет рассматриваться и анализироваться отдельно, с учетом степени детализации размещенных данных.
Багир Шарифов, коммерческий директор ООО "ИНТЕРОЙЛ":
«Вся Европа давно бережно и внимательно относится к деловой репутации. Это тренд. В России на это внимание обращать стали не так давно, хотя мы, с большим трудом копим ее вот уже 10 лет.
Я думаю, это эффективная мера в отношении недобросовестных людей, компаний, мошенников, аферистов, только в случае комплексной реализации в сочетании с изменением правовых норм. Важен системный подход, создание и объединение "банка репутаций и рекомендаций", "кредитное бюро". Объективная информация, хороший фильтр для формирования базы потенциальных партнеров. Но и у оступившегося человека должен быть шанс.
Каждую конкретную ситуацию нужно пристально рассматривать. Многие попадают в кабалу не по своей вине, а, например, в угоду алчности банковских систем, в виду сложившихся безвыходных обстоятельств, по причине отсутствия источника дохода, работы, социальной помощи со стороны властей. Таким людям нужно помогать, спасать их, а не "гробить" окончательно компроматами.
Мы пытаемся сейчас реализовать некоторые элементы данного проекта, в целях объединения добросовестных и демонстрации тех, кто адаптирует элементы аферизма и мошенничества к несовершенству закона. У нас уже был опыт борьбы с должниками: мы вывешивали плакаты с информацией о них. Наши должники выставляют себя уважаемыми людьми, являются депутатами, директорами ключевых предприятий, но успешно уходят от ответственности, пользуясь нигилизмом несовременной правовой системы. Она так же требует коренных качественных преобразований.
Существует закон о защите личной информации, на основании которого "обвиненные" лица, фирмы могут оспорить в суде подобный шаг. Да и вообще, мошенники давно научились обходить все существующие фильтры. Например, должник на сумму миллионы рублей, имея активы, все же платит по тысяче в месяц, дабы не обвинили в неуплате.
Еще раз повторюсь, в данный момент, законодательная база для полноценной защиты прав и преследования злоумышленников несовершенна. Создание сайтов хорошее, но поможет лишь комплекс мер. И это задача государства, а не отдельных коллекторских агентств.
Я надеюсь, что Россия все-таки переймет эффективный правовой опыт Европы и мира, а банк репутаций и рекомендаций будет в будущем помогать добросовестной личности и заботливому государству».
Мы будем и дальше следить за борьбой с недобросовестными фирмами-плательщиками. Следите с нами!