Контактная импровизация — это танцевальный стиль на стыке хореграфии, театра, фитнеса, коммуникативных и духовных практик. Для того, чтобы заниматься контактной импровизацией, не нужна специальная физическая подготовка. В контактной импровизации нет никаких стилевых канонов или особых движений.
Главный принцип — общение двух людей через прикосновение. Задачей танцора является без слов уловить эмоциональное состояние партнера, понять его чувства, попытаться войти с ним в контакт. Общение между людьми в контактной импровизации достигается благодаря совместному движению.
Спонтанное взаимодействие, особый невербальный диалог устанавливается благодаря кинестетическим ощущениям, возникающим благодаря соприкосновению двух (или более) тел.
Партнеры то ищут взаимную опору и баланс, то мягко и бережно переносят вес своего тела на другого человека. Танцоры то сближаются, то отдаляются друг от друга. При этом все движения должны быть естественными и спонтанными, иначе это уже будет не контактная импровизация, а что-то другое.
Танцорам крайне важно освободиться от диктата разума, не анализировать свои действия, а совершать те или иные движения, повинуясь лишь внутреннему импульсу. В контактной импровизации не бывает правильных и неправильных движений — каждый действует, повинуясь своему сердцу. Каждая импровизация — это уникальное представление, которое в дальнейшем будет невозможно повторить. Главное — двигаться и получать от этого удовольствие.
История контактной импровизации
Первой попыткой контактной импровизации можно назвать выступление под названием «Магний», которое в 1972 году было представлено публике на конференции Гранд Юнион. Танцор Стив Пэкстон продемонстрировал номер, в котором в течение 10 минут 11 танцоров непрерывно сталкивались и подбрасывали друг друга, валялись по по полу и прыгали.
После этого выступления Стив Пэкстон и еще 15 атлетов исследовали коммуникативные аспекты танца «Магний». Были разработаны упражнения, позволяющие развить ощущения легкости и полета. Как оказалось, заученные движения только мешали и лишали импровизацию естественности. Главной задачей было добиться слияния сознания с телом, сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас.
Новую технику назвали контактной импровизацией. Уже в начале 1973 года основатель направления, а также еще несколько исполнителей совершили тур по Западному побережью США.
Они проводили мастер-классы по контактной импровизации, организовывали выступления перед публикой. Особенностью этих выступлений было отсутствие какого-либо особого антуража, свойственного другим видам сценического действа. Танцоры не надевали специальных костюмов, выступления шли без музыкального сопровождения, на сцене особым образом не выставляли свет.
Основные правила контактной импровизации
Несмотря на то, что движения должны быть максимально естественными и неспланированными, в контактной импровизации есть несколько закономерностей, которыми нужно руководствоваться.
1. Точка соприкосновения. Все движения контактной импровизации возможны лишь при наличии контакта между двумя телами. При этом партнеры пытаются найти общие траектории движений, взаимодействовать с весом тела другого человека. При этом цель каждого перемещения в пространстве — сохранение или, напротив, разрыв физического контакта с партнером, поиск взаимной опоры.
2. Вовлечение в процесс всего тела. Постоянное взаимодействие с другим человеком нужно стараться поддерживать, используя всю поверхность своего тела. Фактически нужно научиться «чувствовать кожей».
3. Движения в нескольких направлениях. В движение поочередно включаются различные части тела, перемещение веса тела происходит постепенно, что значительно расширяет возможности для импровизации, а также позволяет смягчить падения и перекаты. При этом создается впечатление сегментированности движений.
4. Движение изнутри. Для танцора, который занимается контактной импровизацией, движение рождается, в первую очередь, в сознании, а потом уже проецируется в реальное пространство. Первое время на занятиях долгое время учат концентрироваться на своих внутренних ощущениях. Это позволяет более тонко воспринимать и улавливать малейшие движения собственного тела, понимать, как оно работает. А это, в свою очередь, помогает наиболее точно проецировать движения в пространство.
5. Непрерывность, инерционность движения. Контактные импровизаторы стараются не прерывать зародившееся движение, следовать за возникшим потоком энергии, подчиняться инерции. Таким образом, выполняя спонтанно возникшее движение, даже сами танцоры не знают, куда оно их приведет.
6. Естественность движений. Танцоры избегают движений, которые ассоциируются с тем или иным танцевальным стилем. Для них нет разницы между тем, как они двигаются в жизни и во время исполнения импровизации. Максимально свободные и непринужденные положения тела — вот к чему следует стремиться исполнителям.
7. Неформальность подачи танца. Контактную импровизацию не исполняют на специально отделенной сцене, у выступления нет четко фиксированной длительности, отсутствуют специфические костюмы.
8. Спонтанность. Контактная импровизация не является постановочным действом. Все движения рождаются прямо на глазах у зрителя. Даже сами танцоры не знают, каков будет их танец. Кроме того, нет и заученных последовательностей движений и танцевальных фигур. Даже настроение танца сложно выбрать заранее.
Что дают занятия контактной импровизацией?
Во-первых, контактная импровизация помогает лучше понимать себя и окружающих людей. Танцор познает возможности своего тела, а также учится понимать невербальные сигналы другого человека. Также при занятиях контактной импровизацией улучшается пластика тела, самооценка, способность нестандартно мыслить. Кроме того, этот вид деятельности позволяет ощутить радость движения и почувствовать гармонию с самим собой.
Контактная импровизация — танец, полностью построенный на взаимодействии с партнером. В нем ет заученных движений и каких бы то ни было стилевых особенностей. Главное — сконцентрироваться на внутренних ощущениях, почувствовать другого человека и просто начать совместное движение.