Пасодобль — парный танец испанского происхождения, который имитирует корриду. При этом партнер изображает тореадора, а партнерша - его плащ или мулету (ярко-красную ткань в руках тореро). Словосочетание «paso doble», от которого произошло название танца, переводится с испанского языка как «двойной шаг». Пасодобль — единственный из латиноамериканской программы спортивных танцев не имеет африканских корней.
Еще одно название - «Spanish one step» - пасодобль получил из-за того, что шаги в нем делаются на каждый счет.
Суть пасодобля
Пасодобль — это бытовой танец, который первоначально изображал различные сцены из жизни испанцев. Сейчас наиболее ярко в нем можно видеть подражание любимой национальной забаве — корриде. Исполняется этот танец в паре. Причем очевидно лидирующую роль играет партнер. Он изображает матадора. Партнерше же достается роль его плаща, мулеты, реже — еще одного матадора или же поверженного быка.
Пасодобль — танец гордости, мужественности, бесстрашия. Многие движения пасодобля носят названия приемов корриды: атака, ронда, экар (уклонение), вероника (движение плащом), бандерильяс, плащ, удар мулеты и т.д. Есть в пасодобле элементы, присущие фламенко, например, дробь сапатеадо.
Но, несмотря на то, что танец буквально пропитан испанским колоритом, многие фигуры носят французские названия. Дело в том, что впервые танец был продемонстрирован публике именно во Франции в 1920 году, а в 30-е годы он переживал свой расцвет в высшем свете Парижа. Позже пасодобль распространился в Южной Америке.
Многие испанцы в поисках лучшей жизни переселялись в Новый Свет и привозили с собой частичку своей национальной культуры. Южноамериканский пасодобль — чуть менее резкий и драматичный танец. Он, в отличие от первоначального испанского варианта, является танцем более мягким и жизнерадостным.
Уже из Южной Америки пасодобль снова вернулся в Европу в составе латиноамериканской программы спортивных бальных танцев.
Музыкальное сопровождение
Для исполнения пасодобля необходимо довольно большое пространство. Танцуют этот танец под торжественное музыкальное сопровождение, похожее на марш. Музыкальный размер — 2/4, темп — от 60 до 62 ударов в минуту.
При этом музыку можно разделить на 3 основные части: оповещающие о начале корриды фанфары, непосредственно бой с быком и победный финал, который подчеркивается эффектной позой танцора.
Движения танца
Как правило, пасодобль на соревнованиях рискуют исполнять только опытные танцоры, потому как здесь крайне важна отточенность каждого движения, а также четкая композиция танца. Каждая фигура должна быть исполнена максимально точно. Кроме того, танцоры должны постоянно удерживать особую позицию.
Грудь должна быть расправлена и поднята, а плечи не должны подниматься. Голова должна быть жестко зафиксирована, только в некоторых движения допустимо опускать ее вниз и вперед. Всю тяжесть корпуса танцоры должны переносить вперед, но шаги при этом в большинстве случаев делаются обязательно с каблука. Горделивая осанка, уверенность движений, мужественность и смелость - вот такое впечатление должен производить танцор пасодобля.
Расслабленные позы или плавные движения нехарактерны для этого страстного испанского танца. Движения рук партнера должны быть четкими, как удары меча, рассекающие воздух. А вот у партнерши есть возможность выполнять более гибкие и выразительные движения руками. Но все же ноги при этом у обоих выполняют жесткие чеканные шаги.
Наряду с технически сложной формой пасодобля существует и более простая форма, доступная даже непрофессиональным танцорам. Такой танец часто исполняют в клубах по всему миру.