Первое, что надо иметь в виду при выборе пряжи, это то, что высококачественная пряжа является продуктом сложного высокотехнологичного производства и не может стоить дешево. Если вдруг она продается по очень дешевой цене, то это сигнал того, что здесь что-то не так.
Кроме этого, на хорошей пряже должна быть этикетка с указанием серьезного производителя, который обязательно "держит марку". Сейчас предлагается очень большой ассортимент всевозможной пряжи: из синтетических и натуральных волокон, с мохером и с ангорой, с люрексом и полиблицем и еще много других.
Виды пряжи (пряжа для ручного вязания)
С потребительской точки зрения имеет смысл провести разделение пряжи на пряжу из натуральных, ненатуральных (химических) и смесовых волокон. Два первых понятия пояснений не требуют, а под пряжей из смесовых волокон понимается пряжа, изготовленная из смеси трех и более любых натуральных и любых ненатуральных волокон при условии, что содержание превалирующего волокна менее 90 процентов.
Например, пряжа с содержанием 10 процентов мохера и 90 процентов нейлона не является смесовой, а пряжа с содержанием 7 процентов шерсти, 5 процентов ангоры и 88 процентов акрила таковой является. За точку отсчета принято 10 процентов, исходя из того, что именно это количество является значимым для потребителя, а методики исследования состава пряжи, наиболее распространенные в настоящее время, имеют точность, равную 5 процентам.
Существует еще одно понятие, или скорее выражение при выборе пряжи - "полушерсть". Раньше, по ГОСТу, под полушерстяной пряжей понималась пряжа с содержанием шерсти от 8 до 52%. Самой распространенной "полушерстяной пряжей" являлась пряжа с содержанием около 35% шерсти. По логике такая пряжа никак не является полушерстяной, однако этот термин часто употребляется и сейчас на этикетках отечественной пряжи.
Термин "полушерсть", пришел к нам из Европы и является дословным переводом английского "semiwool". Так в Англии, примерно с середины 19-го века, называли пряжу, в состав которой входила новая (не регенерированная) шерсть в любом, сколь угодно малом количестве.
Оговорка "новая" очень важна для правильного понимания этого термина, т.к. появился он из-за того, что в это время большое распространение получила пряжа из вигони (шерсти, восстановленной из тряпья) и определение "semiwool" было введено для отличия пряжи только из восстановленной шерсти и из смеси восстановленной и новой. Иными словами, под "полушерстью" в истинном значении понимали шерстяную пряжу, выработанную из смеси регенерированной и "свежей" шерсти, а сегодняшнее понимание этого термина искажено.
Типы сырья
Натуральные виды сырья. В этой группе основным типом по объему использования, безусловно, является шерсть. Под шерстью в текстильной промышленности понимается овечий волос, а если в конкретном случае подразумевается что-то другое, то обязательно оговаривается, шерсть какого животного имеется ввиду.
- Шерсть. Из "шерстяных" животных сегодня наиболее распространены: коза, верблюд, лама (не путать с LAMBSWOOL), вигонь (не путать с волокном, восстановленным из тряпья), кролик, як. Помимо подразделения шерсти на разные типы в зависимости от толщины волоса существует интересное и очень важное с потребительской точки зрения деление на так называемую обычную, или простую, шерсть и шерсть - superwash (дословный перевод - сверхстираемая).
Изделия из такой шерсти можно стирать в стиральной машине. Такая пряжа обязательно имеет на этикетке обозначение этих своих уникальных качеств, но и стоить будет на 1,5-4 доллара за килограмм дороже.
Существует еще один очень интересный вид шерстяной пряжи, его иногда даже называют "летняя шерсть" (термин очень распространен в "теплых" странах). Особенность этой пряжи заключается в том, что за счет использования тончайшего шерстяного сырья с толщиной волоса не более 17,5 микрон нить получается очень тонкой и изделия из такой пряжи можно носить летом наравне с хлопковыми вещами.
Так, например, дорогие летние мужские пиджаки шьются из ткани, сотканной именно из такой пряжи. Такая пряжа обычно не бывает чистошерстяной. Чаще всего используется смеска 60-80 процентов шерсти с шелком (как правило, натуральным) и (или) вискозой.
К следующему по распространенности типу относится мохер. Необходимо оговориться, что мохером является козий волос и никакой другой. Самые современные технологии не позволяют произвести пряжу с содержанием мохера более 83%, так как для того, чтобы эта пряжа не распадалась на отдельные волокна необходимо использование т.н. корта, скрепляющего скользкие козьи волоски.
Если в какой-то пряже объявлено содержание мохера более 85%, то будьте уверены - это обман. Наиболее часто встречается пряжа с содержанием мохера 10, 20, 35, 40, 50 и 80 процентов.
Очень большое распространение сейчас получила ангора или ангорка. Под ангорой в настоящее время понимается пух кролика и только кролика. Максимальное содержание ангоры в пряже по разным источникам составляет от 45 до 70%, однако необходимо помнить, что прочное закрепление кроличьего пуха в пряже невозможно и ее "облезание" неизбежно и, к сожалению, оно начинается с момента вытягивания нити из клубка и не прекращается никакими средствами.
Нельзя забывать и еще об одном отрицательном свойстве ангоры - сваливании. Изделия с ангоркой нельзя стирать, а лучше даже не мочить, приемлема только химическая стирка. Вообще, среди специалистов бытует мнение, что изделие из ангорки - вещь до третьей стирки. Однако необходимо оговориться, что вещи, связанные из очень дорогой пряжи с ангорой (стоимость примерно 40-50$ за килограмм) служат годами.
Большой интерес представляет такой тип козьей пряжи как кашемир. Название происходит от местности, где впервые ее (его) начали производить - Кашмир. Исходным сырьём для этой пряжи является волос тибетских высокогорных коз, получаемый, и это - принципиальное отличие, путем вычесывания. Кашемировая пряжа является, пожалуй, самой дорогой из используемых в настоящее время.
С практической точки зрения представляет интерес кашемировая пряжа для ручного вязания с содержанием кашемира не более 30 процентов, т.к. кашемир не является формоустойчивым и вещь вытянется под собственным весом. Пряжа, используемая в промышленности, обычно содержит от 10 до 60 процентов кашемира.
Еще один не очень широко распространенный, но очень интересный тип натурального сырья это - верблюжья шерсть. Для пряжи обычно используется волос ламы, точнее, альпаки - одного из представителей семейства верблюжьих. 100-процентная пряжа из альпаки широкого применения сейчас не имеет.
Дело в том, что пряжа из альпаки в принципе существенно дороже обычной шерстяной, а при использовании стандартного волокна значительно жестче последней; использование же альпаки с толщиной волоса около 20 микрон, т.е. значительно тоньше обычного, делает пряжу невероятно дорогой.
Очень большой интерес представляет пряжа из смеси 20 микронных шерсти, кашемира и альпаки в равных пропорциях. Однако эта пряжа может стоить в 3-4 раза дороже обычной шерстяной. Практически все, что можно сказать о шерсти альпаки, можно отнести и к шерсти другого животного семейства верблюдовых - к вигони.
Хлопок, то есть волокна, покрывающие семена хлопчатника, используется в пряже в двух видах: в натуральном отбеленном и в мерсеризованном. Отличить их можно на глаз - натуральный хлопок окрашивается только в блеклые тона (таковы его свойства), а после мерсеризации хлопок удается окрасить в яркие, сочные тона и, нередко, этот блеск по незнанию воспринимается как примесь синтетического волокна.
Конечно, процесс мерсеризации не очень дешевый, но явные преимущества внешнего вида и носкость изделий оправдывают его стоимость. Однако, необходимо помнить, что мерсеризованный хлопок менее растяжим и более подвержен усадке после сушки, чем не мерсеризованный.
- Натуральный шелк - самый дорогостоящий вид сырья для вязальных и вышивальных нитей. "Шёлк" - тончайшая ниточка, которую гусеница-шелкопряд использует для завивки кокона. Человеку пришлось только взять у природы готовые нити, подвергнув их несложной первичной обработке перед прядением.
Немногие знают, что в международной практике шелком называют все виды блестящих шелковистых нитей, например: натуральный шелк, вискозный, ацетатный, капроновый и т.д. Выпускается промышленными предприятиями белыми, черными и цветными с намоткой на патрончики и катушки, в клубках и мотках.
Шелковые нитки отличаются высокой упругостью, несминаемостью, быстро впитывают влагу, плохо проводят тепло, мягкие и шелковистые на ощупь, хорошо окрашиваются в любые тона, полутона и оттенки, устойчивы к действию спирта, эфира, ацетона и бензола. Но даже слабые растворы щелочи разрушают шелковые волокна и изделия из них. Они также теряют свои великолепные свойства и под действием солнечного света.
В магазины поступают также шелковые нити, нитки и крученый шелк, т.е. шелкоподобные, изготовленные из синтетических волокон, "шелковый" вид которых получен за счет различных способов формирования и отделки. Они используются для вязания на спицах и крючком для придания блеска и прочности некоторым видам нитей: пряже из козьего и кроличьего пуха.
В России натуральный шелк традиционно использовался и используется для вязания знаменитых моделей из козьего пуха: "оренбургских" платков, шалей, палантинов, ажурных тончайших косынок и теплых вязаных изделий: кофточек, свитеров, платьев и жилетов. Пряжа с содержанием 100% шелка (или шелковистых нитей) встречается достаточно редко и, как правило, содержит не более 20-25% натурального шелка, а, в основном, не содержит его вовсе. Чаще встречается смесовая пряжа, содержащая до 30% шелковистых нитей в сочетании с вискозой, хлопком или шерстью. Спектр применения "шелковой" пряжи достаточно ограничен.
- Лен, то есть волокна, содержащиеся в стебле этого растения, до недавнего времени не имели широкого применения в пряже для ручного вязания, однако в последние два-три года льняная пряжа стала модной. В действительности, кроме дани моде и знания того, что это натуральное волокно, большого смысла в использовании льна в пряже для ручного вязания нет.
Дело в том, что льняная пряжа, тяжелая, жесткая и очень "мнущаяся" - таковы, к сожалению, ее свойства. Она используется, в основном, для вязания "летних" вещей, т.к. обладает хорошей гигроскопичностью и не такая "жаркая" как шерсть. Но нельзя забывать, что сейчас существует большое количество других волокон с такими же качествами, но не имеющих этих отрицательных свойств.
Ненатуральные виды сырья. Существуют два вида сырья, относящегося к ненатуральным: искусственное и синтетическое. Искусственным называется то, что получено путем химической обработки натурального сырья. Наиболее распространенным примером искусственного волокна является вискоза.
- Вискоза. Вискозное волокно ("ВИСКОЗА") производится из жидких растворов природной целлюлозы: из древесины ели, сосны, стеблей некоторых растений, из отходов переработки хлопкового волокна. Если непрерывную вискозную нить, выпускаемую прядильной машиной в виде жгута, нарезать на определенную длину, аналогичную длине хлопкового или шерстяного волокна, то получим так называемое "штапельное" волокно, а пряжа и ткани из них получили название "штапельных". Полученные таким образом волокна широко используются для изготовления чисто вискозной и смешанной пряжи в двух и трехкомпонентных смесках.
Вискозная нить для вязания - мягкая, шелковистая, мало электризуемая. К недостаткам ее следует отнести: высокую сминаемость, растяжимость, и снижение прочности в мокром виде. Если при стирке сильно тереть и выкручивать изделие из вискозы, то можно получить так называемые "усы" - т.е. концы отдельных разорванных волокон, может также появиться эффект "мшистости", это когда таких разорванных кончиков много.
Ассортимент целлюлозосодержащих волокон не ограничивается вискозой, т.к. все в большом объеме применяются ацетатные и триацетатные волокна. Исходным сырьем для их изготовления является короткое хлопковое волокно. Волокна и нити - приятные на ощупь, с шелковистым блеском, равномерно и глубоко прокрашиваются; меньше, чем вискозное, теряют прочность при мокрых обработках, устойчивы к действию микроорганизмов.
К недостаткам следует отнести: высокую электризуемость, и низкую устойчивость к изгибам. Вязальные нитки с использованием вискозных, ацетатных и триацетатных волокон и нитей пользуются широким спросом, особенно они привлекательны для вязания "внесезонных" или "несезонных" изделий, которые можно носить независимо от времени года и погоды.
Еще одним примером искусственного целлюлозосодержащего волокна являются ацетатные и триацетатные нити. Сырьем для их производства служит короткое хлопковое волокно. Недостатками этих нитей, мешающими их широкому применению, являются высокая электризуемость и "сминаемость".
- Синтетическое волокно. Синтетическим называется волокно, полученное путем химического синтеза. Примерами синтетических волокон являются лавсан, полипропилен, акрил, капрон и многие другие. В настоящее время наибольшее распространение получили три группы синтетических волокон: "полиамидные", "полиэфирные" и "полиакрилонитрильные".
Одной из самых многочисленных по вариантам волокон и нитей, получивших в разных странах свои фирменные названия, под которыми они выпускаются на рынок, является группа полиамидных волокон (ПА). Они получены путем полимеризации продуктов перегонки нефти, природного газа и каменного угля.
Назовем только некоторые, самые известные из них: капрон, нейлон или найлон, перлон, силон, дедрон. На этикетках вязальной пряжи очень часто пишут просто: "полиамид". Отличительной особенностью волокон этой группы является: очень высокая прочность, низкие гигиенические свойства, стеклянный блеск, высокая электризуемость, неустойчивость к воздействию света - (желтеют и становятся жесткими) и ломкость при многократных стирках. Особую ценность этих волокон и нитей представляет высокая формоустойчивость. Они не теряют форму при мокрой и сухой эксплуатации.
Высокая прочность и формоустойчивость, эти свойства полиамидных волокон и нитей широко используется и высоко ценятся на практике. Их используют особенно при выработке тех изделий, от которых требуется особая прочность и надежность в эксплуатации: всех видов чулочно-носочных изделий, спортивного трикотажа, купальных костюмов, спецодежды и белья (в смеси с хлопком) для трудоемких работ, а также: плетеных шнуров, тесьмы, крученых изделий, технических товаров: лесок, снастей, тарных и упаковочных изделий, эластичных лент и многих других, не менее важных и необходимых.
- Полиэфирные волокна - условное обозначение на этикетке - "ПЭФ или ПОЛИЭФИР". Исходным сырьем для производства полиэфирных волокон являются нефть и каменноугольная смола. Выпускается в виде нитей /полиэфирный шелк/ и штапельного волокна для смесок с другими волокнами. В различных странах производится под фирменными названиями: лавсан, терилен, дакрон, ланон, диолен, тергаль и т.д.
Волокна этой группы отличаются высокой упругостью, светостойкостью, формоустойчивостью, выдерживают воздействие высоких температур. К недостаткам относятся: низкая гигроскопичность, чем и объясняется ограниченная колористическая гамма нитей из "полиэфира" по сравнению с другими волокнами. Сейчас полиэфирные волокна используются в основном в технических целях и для производства швейных ниток. В высококачественной пряже для ручного вязания практически не используются.
- Полиакрилонитрильные волокна (условное обозначение на этикетках: "ПАН-волокно", "АКРИЛ"). Исходными продуктами для производства этой группы волокон и нитей являются ацетилен и синильная кислота, которые получают из природного газа. Они известны на мировом рынке под следующими названиями: ПАН-волокно, акрил, нитрон, орлон, прелана, крилор, редон" и др.
Обладают высокой прочностью, термопластичностью, высокой светостойкостью, не выцветают, не выгорают. Акрил в настоящее время является лучшим шерстоподобным волокном, которое по своим свойствам близко к натуральной шерсти. Недаром покупатели часто называют шерстоподобную пряжу - "искусственной шерстью".
Акрил прекрасно сочетается и с блестящими нитями, которые могут создавать яркий, матовый или мерцающий и переливчатый блеск за счет применения нитей круглого сечения - вискозных, ацетатных, полиамидных, полиэфирных и металлических типа люрекс или пленочных разрезных нитей. Акриловые волокна и нити глубоко и прочно прокрашиваются, обеспечивая получение великолепного чистого цвета: снежно-белого, глубоко черного "под бархат", яркие всех цветов радуги и огромную палитру нежных тонов и полутонов модной гаммы цветов.
Удивительный эффект переливчатого блеска и мягкого "свечения" под лучами солнца создается за счет применения плоских полиамидных и пленочных волокон, окрашенных в тот же цвет или многоцветных. В свете ламп дневного света или на солнце такие изделия как бы "загораются", мерцают и переливаются. Изделия из качественного акрила практически не "сваливаются", имеют малую усадку, удобны в носке: легкие, теплые, слабо пелингуемые под верхней одеждой.
Процент содержания акрила в вязальной пряже может колебаться от 100% - чисто акриловые до 5% - в многокомпонентных нитях. Особым успехом у покупателей пользуются смески: "акрил-мохер" и "акрил-шерсть" в самых различных вариантах процентного содержания того и другого компонента.
Но и среди них выделяется по спросу пряжа, содержащая мохер: 35%, 50%, 60%, - остальное - акрил. Смески такого состава обеспечивают прекрасный внешний вид, стабильность формы изделия и возможность получить пушистое изделие после начеса или по мере носки и стирки. Акриловая пряжа прекрасно вяжется на вязальных машинах, как бытовых, так и промышленных.
Эффектные волокна и нити
Периодически в моду входят изделия ручной и машинной вязки с эффектом "блеска": яркого, броского, матового и мерцающего переливчатого всего изделия или отдельных его элементов. Для получения такого эффекта используется специальная группа волокон и нитей типа: "люрекс", ламе, алюнит, метлон, метанит, металлик, фертекс, и т.п. Они могут быть получены различными способами: применением нити из металлической фольги, которую разрезают на ленточки шириной меньше 1 мм.
Фольгу изготовляют из легких сплавов: алюминия, меди, латуни, и никеля. Для упрочнения их дублируют с одной или с двух сторон специальной пленкой /полиэтилен и др./. Например, если разрезную алюминиевую фольгу покрыть полиэтилентерефталатной пленкой, то получается "люрекс", "ламе" или "метлон".
Но волокна такого типа очень непрочны и достаточно дороги, поэтому в настоящее время все чаще используется другой вид нитей - это разрезные химические пленки различной толщины и ширины с покрытием из цветного клея, который может придать пленкам любую расцветку и отличаются высокой прочностью.
Нити этой группы можно перерабатывать на крутильных машинах при достаточно высоких скоростях, они не выгорают, не выцветают при стирках и носке на солнце. Как и другие химические нити, они могут производиться как мононити - непрерывной длины, так и в виде волокон определенной длины - для смесок с акрилом и другими компонентами видами волокон, натуральных и синтетических. Для придания этим нитям прочности при носке их обычно скручивают с прочными химическими нитями: полиамидными, полиэфирными, вискозными, ацетатными, реже полипропиленовыми.
Основные характеристики пряжи
1. Скатываемость, т.е. способность или предрасположенность пряжи к скатыванию или, другими словами, к образованию "катышков". Данное свойство проявляется в той или иной степени на любой пряже. Как ни обидно, но меньше всего предрасположена к скатыванию жесткая пряжа из грубой шерсти, а мягкая, приятная пряжа подвержена этому дефекту больше. Существуют несколько способов уменьшения скатываемости у качественных пряж, но это, естественно, приводит к еще большему их удорожанию.
2. Длина нити. Под длиной нити понимается количество километров нити в одном килограмме и называется номером (№) пряжи. Например: в мотке пряжи весом 50гр 110м, расчет - №=0,110х(1000:50)=2,2.
3. Толщина нити. Под толщиной нити в обиходе понимается диаметр ее поперечного среза. Казалось бы, последние два понятия достаточно очевидны и не имеют серьезного практического значения для вязальщицы, но это только на первый взгляд. Дело в том, что длина и толщина пряжи не находятся в прямой зависимости друг от друга.
То есть, если вы купили два стограммовых мотка пряжи разных артикулов и на обоих написано, что длина нити 230м, то это не означает, что толщина нити в этих мотках обязательно одинакова и при вязании изделия можно столкнуться с некоторыми сложностями.
Иногда два вида пряжи одного номера (длины) отличаются друг от друга по толщине (диаметру поперечного среза) на 40%, и, учитывая количество петель, можно представить какую точность воспроизведения рисунка можно получить.
4. Номер нити. Обычные ручные и электрические бытовые вязальные машины позволяют использовать пряжу, начиная с № = 3.0, т.е. если в 100 гр. пряжи не менее 300м, в этом случае нить гарантированно может быть использована для машинного вязания, однако, как говорилось выше, в некоторых случаях может быть использована нить и с меньшим номером, но, в любом случае, не менее 2.2.
Пряжа для вязания на машине
Оптимальными для этих целей являются гладкие, не ворсистые, нити с содержанием синтетического волокна не менее 30%. Полотно из такой пряжи легче отпаривается, а каретка машинки при работе легче скользит и меньше засоряется. Если вы используете ворсистую пряжу, то будьте готовы к тому, что часть ворса (а если пряжа не очень качественная или длинноворсная, то и большая его часть) останется на столе или забьется в каретку, а оставшийся ворс завернется внутрь полотна и вам придется его начесывать. Ни в коем случае не используйте пряжу с содержанием ангоры более 20% - все вязание превратится в чистку каретки, а в готовом изделии от ангоры останутся только воспоминания.
Если вы не имеете большого опыта в работе с вязальными машинами, то нежелательно использовать пряжу с неравномерной толщиной, например буклированную или "с шишечками" - вязать будет очень трудно.
Использование пряжи с люрексом (метанитом) для машинного вязания возможно и делает изделие очень интересным, однако надо иметь ввиду, что люрекс, на той пряже которую вы собираетесь использовать, должен располагаться на нити не поверхностно, а быть как бы вдавленным в нее.
Разновидностей пряжи как натурального, так и искусственного происхождения огромное множество. Выбор зависит только от вас и вашей творческой задумки!