Нон-фикшн — жанр литературы, в котором, в отличие от беллетристики, автор описывает полностью реальную историю. Вымысел не допускается. В этом нон-фикшн романы близки к публицистике. Однако все реальные события воспроизводятся через призму образного мировосприятия автора.
В нон-фикшн романах допускаются драматические и художественные приемы. Композиция такого произведения часто похожа на драматическую. Сцена следует за сценой. Поэтому художественная составляющая тоже крайне важна. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что нон-фикшн роман — это жанр художественно-публицистической прозы.
Возникновение жанра
Само название «нон-фикшн» и первое произведение осознанно написанное в этом жанре датируется 1965 годом. Это была книга Трумана Капоте «Хладнокровное убийство».
В нем речь идет об убийстве семьи из 4 человек, которое с целью добраться до хранящихся в доме сбережений совершили два молодых человека. Автор сам назвал свое произведение романом нон-фикшн (nonfictionnovel).
Жанр нон-фикшн популярен на западе. В США за лучшие документальные романы авторам присуждают престижные премии: Премия Самуэля Джонсона, Пулитцеровская премия, Национальная книжная премия, «Большая книга» и т.д.
Принцип изложения
События, положенные в основу нон-фикшн романа, обязательно должны быть реальными и непреукрашенными. Это четко отличает нон-фикшн от беллетристики. Несмотря на то, что автор художественного произведения также может описывать реальные жизненные обстоятельства или исторические факты, в его воле придумывать героев, которых не существовало в реальности.
При этом даже если у персонажа есть прототип, писатель может по своему усмотрению придавать ему те или иные черты характера или заставлять совершать определенные поступки. Автор нон-фикшн романа всего этого позволить себе не может.
Его задача — описывать героев повествования и все, что с ними происходило, с документальной точностью.
Материал для нон-фикшн романа
В основу нон-фикшн романа могут лечь определенные впечатления автора, которые он получил в какой-то период своей жизни. Также материалом для работы может стать журналистское расследование, намеренно проведенное публицистом с целью показать нравы определенной социальной группы или людей какой-либо профессии.
При этом частый прием — погружение в мир героев. Для этого автору произведения приходится на время сменить профессию или поменять весь уклад своей жизни для того, чтобы «на своей шкуре» ощутить прелести и тяготы жизни людей, которых он описывает.
Зачастую для того, чтобы собрать достоверный и интересный материл, автор нон-фикшн произведения занимается научными исследованиями или поиском различных документов, подтверждающих или опровергающих его предположения. Также, если речь идет о каком-то случае из прошлого, писателю приходится заниматься поиском свидетелей и участников этого события.
Автору нон-фикшн произведения очень полезно овладеть искусством интервьюирования, потому как именно благодаря интервью с героями повествования можно добыть аутентичный, живой и достоверный материал.
Способы раскрытия образов
Для раскрытия образов героев произведения автор использует приемы, характерные для художественных произведений. Во-первых, это диалоги. Именно реакция персонажа на ту или иную фразу или событие дает о нем более полное и исчерпывающее представление, чем фрагмент интервью, к которому человек вполне может быть подготовлен.
Довольно распространенный метод — это раскрытие образа человека через художественную деталь. Это может быть особая характеризующая личность привычка, предмет одежды или обихода, мебель или другие элементы интерьера. Вещи человека и его повадки во многом гораздо более объективно характеризуют его, чем любые слова.
Еще один способ — описание событий с точки зрения участника события. Это как бы взгляд изнутри, описание ситуации изнутри сознания человека.