Фламенко – вид музыкально-хореографического искусства, который зародился в испанской провинции Андалусия. Фламенко – это сочетание музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле).
На формирование основных черт фламенко оказала необычайно богатая и разнообразная культура Андалусии, вклад в которую сделали множество народностей, в разные времена жившие на этой территории.
На музыкальное и танцевальное искусство этого региона оказали влияние арабские, берберские, иберийские, мавританские, византийские, еврейские, индийские и цыганские традиционные направления.
Токе
Музыкальное сопровождение фламенко – это, по большей части, сплошная импровизация. Создается оно при помощи гитары, хлопков руками (пальмас) и перкуссионного инструмента под названием кахон.
Игра на гитаре для музыканта фламенко (токаора) – это всегда созидание нового и удивительной мелодии и ритмического рисунка. Дело в том, что музыкальные композиции фламенко не подвергаются нотной записи. Более того, сами токаоры даже в настоящее время довольно часто не знают нотной грамоты и не считают нужным ее изучать. Для них фламенко – это свободное искусство, лишенное каких бы то ни было условностей.
Более того, даже при всем желании специфические приемы исполнения, импровизационных характер музыки, постоянно меняющийся ритм и темп не позволяют записать и потом в точности воспроизвести композицию фламенко. Поэтому нотная запись тут вообще оказывается бесполезна. Технику и приемы токаор может только лишь перенять у своего учителя. Поэтому музыкант фламенко должен обладать хорошими памятью и способностью к импровизации.
Канте
Пение фламенко очень чувственно, драматично. Певец (кантаор) при помощи голоса может передать практически любые чувства. Радость, страдание, печаль, жажда любви или мести – все эти сложные эмоции может выразить настоящий кантаор.
Существует несколько вокальных стилей. Каждый из них имеет свои черты. Но, в целом, манера пения в фламенко очень протяжная. При помощи голоса кантаор создает замысловатые мелодические узоры, которые многократно повторяются. При этом пение может не подчиняться ритму, то ускоряться, то замедляться.
Для определения мастерства кантаора придуман термин «дуэнде». Этим словом характеризуют внутреннее чувство певца, глубокую экспрессию, способность вкладывать в пение всю свою душу, внезапно возникающее вдохновение. Восклицание из зала «¡No tiene duende!» (Нет дуэнде!) – это самое худшее, что может услышать кантаор.
Байле
Как и вокальная манера исполнения фламенко, танец также отличается огромным драматизмом и способностью передавать огромную палитру сложных чувств и эмоций. Характерной для танца фламенко является особая, очень жесткая постановка корпуса.
Стан танцора (байлаора) во время танца несгибаем, голова гордо поднята вверх. Руки движутся тоже по определенной траектории. При этом локти байлаора во время танца, как правило, не смотрят вниз и не прижимаются к корпусу.
Первоначально фламенко можно было четко разделить на мужское и женское. Для мужской разновидности танца была более характерна сложная работа ног (сапатеадо). Байлаор выстукивает каблуками и подошвой обуви особый ритмический рисунок, который может подчеркивать или усложнять ритм, задаваемый токаором. В женской же разновидности фламенко больше внимания уделяется рукам.
Движения могут быть плавными и женственными, но также можно увидеть и резкие драматичные изломы, быстрые и решительные взмахи. Также яркой особенностью танцевального стиля фламенко является работа кистей и пальцев (флорео) и хлопки (пальмас). На современном этапе развития танца разница между женским и мужским фламенко стирается.