Дебиторская задолженность - понятие достаточно сложное и неоднозначное. Дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающиеся фирме, предприятию, компании со стороны других предприятий, фирм, государств, которые являются их должниками, дебиторами.
Условие возникновения дебиторской задолженности таково: если услуги или товары проданы, а денежные средства не получены.
Дебиторская задолженность представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками. Она относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока ее погашения. Правильное и эффективное управление дебиторской задолженностью это одна из главных составляющих бизнеса.
Так как же управлять ею?
Управление дебиторской задолженностью — это отдельная функция финансового менеджмента, целью которой является увеличение прибыли компании за счет ее эффективного использования. Она является важнейшим экономическим инструментом.
Для того, чтобы снизить размер дебиторской задолженности существуют различные методы, которые мы подробно постараемся описать. 1
) Грамотно построенная база данных, а также анализ статистических данных о выполнении контрагентом своих обязательств позволяют принять решение о предоставлении коммерческого кредита. Одним из определяющих факторов является надежность контрагента . Для того, чтобы быть уверенным в его надежности, нужно провести ее оценку. Оценка в свою очередь производится на основании срока работы с клиентом, объема продаж с клиенту и объема задолженности на конец периода.
2) Еще одним способом достаточно эффективного снижения дебиторской задолженности является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков, установленных графиком погашения задолженности, которая должна быть описана в договоре. А вот скидки могут предоставляться в зависимости от срока оплаты товара.
3) Мотивация персонала. Для повышения системы мотивации персонала, ориентированной на снижение дебиторской задолженности, каждый сотрудник заинтересован в достижении запланированного уровня задолженности. Например, менеджер по продажам не просто премируется за выполнение плана продаж, но и за исполнение контрагентами своих обязательств. Здесь стоит сказать что система премий должна быть уравновешена системой наказаний (выговоры, замечания, предупреждения, лишение премии, увольнение сотрудника). Но штрафовать нужно не за просроченную дебиторскую задолженность а за нарушение регламента и процедур управления дебиторской задолженностью. Эта система мотивации персонала должна быть закреплена в нормативно-правовых документах в соответствии с нормативными документами.
4) Также для успешного управления дебиторской задолженностью необходимо регламентировать процесс различными документами и создать для персонала такие условия, которые позволят им действовать в соответствии с данным регламентом. На предприятии должен быть организованы действия по контролю за дебиторской задолженностью. Они включают в себя: подготовку стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности.
В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
учёт дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
ускорение востребования долга;
уменьшение бюджетных долгов; оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Таким образом, умея управлять дебиторской задолженностью, фирма снизит свои финансовые риски.