Мозговой штурм — это специальный метод оперативного решения проблемы, в основу которого положена такая функция мозга, как стимулирование творческой активности. При данном методе участникам предлагается высказывать как можно большее количество различных вариантов решения проблемы, в том числе самых фантастичных и нереальных. Затем из общего числа идей выбираются лучшие и анализируются. Выбранные и проанализированные идеи стараются воплотить на практике. Существуют специальные этапы и особые правила этого метода.
Для начала нам необходимо понять почему именно этот метод приобрел широкую популярность. Обратимся немного к истории создания этого метода. Метод был создан в США в конце 30-х годов 20 века. Его создателем стал известный в то время предприниматель, совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн. Именно он стал практиковать этот метод в своей фирме для поиска новых идей. Но окончательное закрепление метода произошло параллельно с выходом новой книги «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого решения», вышедшей в 1053 году, автором которой и стал Осборн. Данный термин в своей книге он определил как brain-storm. Данное понятие имеет множество значений. Среди них, припадок безумия, в то же время блестящий план, великолепная идея, бредовая мысль, идея; сильный скоротечный припадок умопомешательства, внезапная, блестящая идея. Такая двойственность этого термина помогает понять суть метода Осборна.
Этапы планирования мозгового штурма несложны:
1 этап. Постановка проблемы. Как и любой процесс, мозговой штурм начинается с постановки проблемы. Проблема должна формулироваться четко, ясно, быть актуальной и реальной. Также на этом этапе происходит отбор участников мозгового штурма, выбор ведущего и распределение остальных ролей участников.
2 этап. Определение задач. Задачи не должны повторять проблему, а раскрывать ее. Отличие постановки проблемы и определения задач в том, что задачи более конкретные, целью которых является раскрытие сущности проблемы.
3 этап. Непосредственно генерация идей. Это основной этап от которого будет зависеть успех решения проблемы. Самое главное здесь -не качество идей, а их количество. Во-вторых, это отсутствие критики и ее запрет. Так как критикуя участника за его идеи, человек перестает их выдавать. В-третьих, это приветствие самых абсурдных идей. В-четвертых, это комбинация и улучшение любых идей.
4 этап. Завершающий. Группировка, отбор и оценка идей. Этим этапом часто пренебрегают, а он является одним из самых определяющих успех, потому что позволяет выделить самые лучшие идеи и подвести итог мозгового штурма. Основой метода мозгового штурма являются мозговые атаки.
Мозговые атаки бывают двух видов:
Коллективные или групповые — то есть те, которые выполняются группой людей,а также индивидуальные — мозговые атаки, выполняющиеся неколлективно. Также процесс мозгового штурма включает в себя ведущего, который оглашает проблему, следит за процессом мозгового штурма и делает выводы, сами участники мозгового штурма, а также члены комиссии, которые протоколируют результаты и промежуточные выводы. В ходе мозгового штурма участники предлагают свои идеи, которые по их мнению помогут решению данной проблемы.
Еще одним условием успешно проведенного мозгового штурма является то, что если в нем принимают люди различного статуса, чинов или рангов, то идеи заслушиваются в порядке возрастания этих чинов. Это очень хорошо, так как позволяет исключить такой фактор, как «соглашение с начальством» и «отсутствие своих идей».
Обычно процесс мозгового штурма начинается с оглашения самых стандартных, шаблонных идей, но по мере его прохождения эти идеи уже начинают исчерпываться и предлагаться более новые и нестандартные решения, которые фиксируются. Затем ведущий анализирует, подытоживает и выбирает самые лучшие решения. Идеи могут как анализироваться, развиваться, могут быть расширены.
Успех мозгового штурма зависит прежде всего от той психологической атмосферы, которая смогла установиться в процессе мозгового штурма.
Кроме этого, существует такое понятие, как теневая мозговая атака, которая помогает вовлечь в обсуждение всех участников мозгового процесса, причем без всяческих ограничений. Целью этой теневой атаки служит главным образом развитие творческих способностей. Она, как и мозговой штурм, позволяет вовлечь в процесс большое число участников без ограничений. Во время проведения теневой атаки в аудитории формируется группа из 5-7 человек, которая работает по методу обычного мозгового штурма. Все остальные разбиваются на другие группы и составляют так называемый «теневой кабинет». Очень часто между ними устраивается соревнование. Далее генераторы «теневого кабинета» следят за ходом процесса активных групп, фиксируя и фокусируя их идеи, но не обсуждая их вслух. "Теневые" и активные генераторы идей во время проведения теневой мозговой атаки могут находиться в одном или различных помещениях (в последнем случае "теневой кабинет" следит за ходом работы активных генераторов по видеомонитору).
Таким образом метод мозгового штурма является полезным и эффективным как для бизнеса, так и другой деятельности. Он универсален и достаточно прост в организации. Пользуясь вкупе с другими популярными методами, вы можете достигнуть наиболее эффективных результатов в любой деятельности.