В 1983 году впервые появляется термин «киберпанк». Он означал поджанр научной фантастики. Этот термин впервые употребил Брюс Бетке в своем маленьком рассказе в журнале «Amazing». В этом рассказе говорилось о неких подростках-хакерах. Также огромная заслуга в развитии этого термина принадлежит писателям-фантастам Брюсу Стерлингу и Уильяму Гисбону. Гибсон впервые ввел термин «киберпространство». Особенности этого жанра в том, что в них рассказывается о недалеком будущем, в котором тесно существует технологическое развитие с миром расслоения общества, нищетой, бесправием одних и всемогуществом других., анархией улиц. Жанр очень близок к антиутопии.
Основные темы этого жанра: это хакеры, искусственный интеллект, и жизнь мегакорпорации. Миры киберпанка — это постиндустриальные дистопии общества, которое находится на пороге глубочайших социальных преобразований. Произведения этого жанра ориентированы на протестную молодежь. Борьба хакеров с корпорациями — это основа сюжетов этого жанра. Писателей награждают всевозможными премиями. Самыми популярными являются премия «Хьюго», «Небьюла». После развития этой темы в литературе образы киберпанка нашли свое применение в альтернативной музыке, кинематографе, компьютерных играх. Как отличить киберпанк от других жанров научной фантастики.
Во-первых, все действия проходят в киберпространстве Киберпространство является виртуальной реальностью, которая представляет собой ноосферу и второй мир в компьютерах и компьютерной сети.
Во-вторых, присутствие искусственного интеллекта. Искусственный интеллект — это прежде всего наука, основной целью которой является создание интеллектуальных машин и компьютерных программ.
В-третьих, это присутствие в виртуальной реальности киборгов и роботов. Особенностью киборга является сочетание биологических функций организма с механическими электронными компонентами.
В-четвертых, это хакеры и хакерство. Хакеры — это мегамозги, которые чаще всего борются с мегакорпорациями. Хакеры-это высококвалифицированные специалисты информационных технологий, котроые понимают самые глубины компьютерных систем.
В-пятых, это мегакопрорации или по-другому, дзайбацу — это японский термин, обозначающий денежных магнатов или целый клан.
В-шестых, это обязательное присутствие мафии, и синдикатов мафии.
В-седьмых, так как есть присутствует мафия, то в таких произведениях есть и кибертерроризм и киберпреступность.
В-восьмых, в данном жанре часто используются нанотехнологии и биоимплантанты. Нанотехнологии — это междисциплинарная область науки и техники, которая тесно связана с совокупностью теоретического образования, практических методов, анализа и синтеза, контролируемых путем манипулирования атомов и молекул. Биоимплантанты - это чужеродное устройство имплантируемое в живой организм как протез, и несущее функцию изменения свойств и возможностей организма.
В-девятых, это применение принципов и основ квантовой физики.
В-десятых, обязательное использование методов генной инженерии.
В-одиннадцатых, это показ городских постиндустриальных трущоб в качестве символа старой эпохи и зарождению новой, принципиально отличающейся.
Герои киберпанковских произведений и тяготеет к «панку». Он часто асоциален, эгоистичен, ему абсолютно наплевать что будет с миром и людьми. Единственной ценностью является свобода, ради которой он спасает мир. Он борется с корпорациями, мафией, социальными условями и социальной несправедливостью. С одной стороны, такой герой должен отталкивать читателя своей не героичностью и эгоизмом, но в нем есть несомненные плюсы — это его честность и реалистичность в изображении его мыслей и чувств. Сегодня с понятием киберпанка связан не только жанр фантастики, но и молодежная субкультура.