Демпинг - сознательное искусственное занижение цены на товар. Цели демпингующей компании могут быть разными: распродать товарные остатки, укрепление на еще не освоенном рынке, усиление своей доли на рынке, а также вытеснение конкурентов и дальнейшая монополизация.
Демпинговые цены могут быть значительно ниже среднерыночных или даже вовсе ниже стоимости товара. Понятие "демпинг" чаще всего применяется в международной торговле.
Демпинговая экспортная цена на товар в ряде случаев может быть даже ниже, чем внутренняя цена. Демпинг - это временная мера.
В дальнейшем государство или частная международная компания рассчитывают вернуть свои затраты, когда желаемое положение на рынке будет достигнуто.
Иногда целью демпинга является монетизация товарных запасов. В этом случае товар распродается по низкой цене, когда есть угроза убытков, которые превысят потери при демпинге. Также, демпингуя, компания может распродавать неликвидную продукцию.
Во многих странах демпинг запрещен, так как считается способом недобросовестной конкуренции. Однако потребитель зачастую от демпинга только выигрывает, приобретая товар по более низкой цене.
Виды демпинга
Ценовой демпинг - это снижение цены на экспортную продукцию по сравнению с ценой на внутреннем рынке страны. Себестоимостный демпинг - это когда товар продается по цене, которая равна или заведомо ниже стоимости товара и затрат на его производство.
Есть также другое подразделение.
Спорадический демпинг - кратковременное снижение цены на экспортируемый товар с целью ликвидировать неликвидные товарные запасы. Это своеобразная международная распродажа товара. Она носит временный характер и не нарушает рыночных процессов, поэтому антидемпинговые меры не применяются.
Постоянный демпинг - длительное снижение цены на товар, систематическая распродажа. Цель - воспользоваться сравнительным преимуществоми укрепиться на рынке другой страны. Убытки от низкой прибыли при продаже за рубежом покрываются за счет высоких цен на национальном рынке.
"Разбойничий" демпинг - длительное снижение цены товара при экспорте с целью вытеснения конкурирующих компаний или государств с рынка. На первом этапе, когда производителей аналогичного товара "выдавливают" с рынка, торговля идет в убыток.
В дальнейшем, когда конкурент "сходит с дистанции", компания монополизирует рынок и уже в соответствии со своими "аппетитами" устанавливает максимально выгодную для себя цену. В отношении такого вида демпинга применяются меры. К примеру, повышается импортная пошлина.
Демпинг може преследовать как чисто меркантильные цели (получение выгоды), так и полититические. Например, экономически властная страна может внедряться на рынок менее развитой с целью установления экономического контроля.
Плюсы демпинга
Возможность быстро внедриться на рынок. Когда молодая компания приходит на уже освоенный другими фирмами рынок, ей нужно отвоевать определенную долю рынка. Самый верный способ для малоизвестной фирмы быстро завоевать хотя бы какую-то часть потребителей - продавать товар, аналогичный уже представленному на рынке, по более низкой цене.
Продвижение товара без затрат. Демпинг может быть довольно эффективным способом продвижения товара, не требующим, к тому же никаких денежных вложений, в отличие от рекламы.
Минусы демпинга
Низкая рентабельность и доходность. Из-за демпинга компания получает значительно меньше выручки, чем могла бы. Последствием может быть банкротство фирмы.
Плохая репутация среди конкурентов. Демпингующая компания сразу же настраивает против себя организации, которые уже присутствуют на рынке и вынуждает применять агрессивные меры борьбы.
Плохая репутация среди потребителей. Как правило, покупатель мыслит так: если дешево, значит, качество ниже. Поэтому совершенно аналогичный товар по подозрительно низкой цене может восприниматься потребителем как ширпотреб или откровенный неликвид.
Демпинг - во многих случаях эффективное, но довольно рискованное средство внедрения на рынок. В результате компания может как завоевать достойную часть рынка, так и обанкротиться. Кроме того, демпинг, воспринимаемый как способ нечестной конкуренции, может "подмочить" репутацию фирмы.