Современная мебель, безусловно, обладает многими положительными свойствами, она выполнена из качественных материалов и привлекательна с точки зрения дизайна. Но мебельные изделия для школ и детских садов должны также соответствовать определенным стандартам, установленным нормативно-правовыми актами, должны выполнять различные функции, отвечать многим требованиям. Поэтому важно знать, на какие критерии нужно обратить внимание при выборе мебели для образовательных учреждений.
Мебель для детского сада
В детском саду ребенок проводит практически целый день, именно там проходят значимые этапы его развития и социализации. Крайне важно, какие вещи их окружают, красивы ли они, выполняют ли все необходимые функции, безопасны ли они, привносят ли атмосферу уюта.
Интерьер группы оказывает большое влияние на всех детей, а особенно это касается впервые знакомящихся с садиком малышей - благоприятная обстановка способствует более быстрой адаптации, снятию возможного напряжения, может стать источником веселья и забав.
Виды мебели
Виды деятельности в детском саду постоянно сменяют друг друга – дети учатся, играют, кушают, гуляют, и, следовательно, мебель должна служить разным целям, быть разнообразной. Прежде всего, выделим функциональную и игровую мебель.
Игровая – предназначенная исключительно для игр, её еще называют мебелью для сюжетно-ролевых игр, а именно:
- кухня;
- уголок ряжения;
- парикмахерская;
- магазин;
- центр для игр с песком и водой.
Игровые элементы могут нести и шкафы или мебельные стенки для хранения игрушек, изготовленные, например, в форме паровозика, кораблика, сказочных персонажей и т.д.
К функциональной можно отнести всю остальную мебель. Выделим здесь несколько зон:
Прихожая (Раздевалка)
Здесь располагают шкафчики для одежды и скамейки. Шкафы могут быть 3-, 4-, 5-секционными, с разными цветовыми решениями. Здесь же располагаются стеллажи или полочки для демонстрации творческих работ родителям – важный объект всеобщего внимания.
Столовая
Столы для столовой могут быть самой разной формы: прямоугольными, квадратными, овальными, и даже многоугольными. Современные модели могут быть двух-, четырех- и даже шестиместными, а также сборными, т.е. состоящими из нескольких одноместных столов, соединенных, например, в форме цветка.
Стулья могут быть на металлическом или деревянном каркасе, с боковыми стенками и без них, в зависимости от возраста детей, для которых они предназначены.
Зона обучения
Иногда эта зона не выделена отдельно, чаще всего дети младших групп кушают и занимаются за одними и теми же столами. Для проведения занятий, особенно в старших и подготовительных группах, зачастую все же выделена специальная зона, мебель для которой больше напоминает школьную. Это столы (двухместные) и стулья, а также доска для мела или маркера.
Спальня
Здесь находятся, конечно, кровати. В последнее время очень популярны двух- или трехъярусные кровати, позволяющие экономить пространство. Кровати могут быть оснащены бортиками и безопасными лестницами.
Туалетные комнаты
Они оборудованы полотенечницами и горшочницами. Полотенечницы бывают навесными или напольными.
Мебель может быть также твердой (выполненной из ЛДСП) и мягкой – так называемые мягкие модули.
Какие требования предъявляются для детской мебели
Как уже говорилось, требования к дошкольной мебели очень многочисленны. Прежде всего – соответствие требованиям ГОСТа и СанПиНа. Остановимся на некоторых положениях последнего. П.6.1 предусматривает, что при выборе мебели для детских учреждений, следует учитывать рост и возраст детей, гигиенические и педагогические требования.
Согласно этому пункту, мебель должна проектироваться с учётом анатомических особенностей детского организма. Сегодня детская мебель для дошкольных учреждений производится со специальными регуляторами высоты, что не наносит вред здоровью ребёнка. Также это позволяет значительно сэкономить в деньгах.
Мебель находится в постоянном контакте с детьми, она должна быть изготовлена из экологически чистого сырья, такого как натуральная древесина березы и сосны, качественный ламинированный МДФ. Гарантийный срок на эту продукцию должен составлять не меньше одного года.
Рассматриваемый нормативно-правовой акт предусматривает также необходимость оборудования раздевалок шкафами для верхней одежды, как самих детей, так и персонала. Шкафы должны быть оборудованы индивидуальными ячейками с крючками и полочками для головных уборов. Кроме того, в раздевалках должно быть предусмотрено пространство для сушки одежды и обуви малышей.
Вопросы дизайна
Цветовое решение
От цветовой гаммы мебели зависит многое. Тот или иной цвет вызывает различные эмоции. Конечно, светлые теплые оттенки предпочтительнее в этом плане, ведь они способствуют также увеличению освещенности помещения благодаря высокому уровню отражения. Цвет мебели может помогать и в развитии ребенка, например, для лучшего запоминания детьми цветовой гаммы, можно установить в раздевалках шкафчики для одежды с разноцветными дверками. Разноцветие можно использовать и в игровой комнате, но вот в комнатах, где дети отдыхают, нужно избегать очень ярких, насыщенных цветов, способных раздражать (особенно оттенки красного).
Способна ли мебель развивать?
Дети живут полноценной жизнью, активно познавая ее, в том числе, через окружающие предметы. Качественная современная детская мебель способствует развитию творческих способностей ребенка, фантазии, различных навыков. Конечно, это в первую очередь, игровая мебель (для сюжетно-ролевых игр), а также комплексы, мебельные стенки, выполненные в виде кораблей, машинок. Полезны в этом плане и мягкие модули, пользующиеся сейчас большой популярностью в детских дошкольных учреждениях. Развить координацию движений, силу и ловкость помогут современные детские спортивные комплексы.
Техническое оснащение
Одним из самых актуальных направлений на сегодняшний день в плане использования какой-либо техники в обучающих целях в детских дошкольных учреждениях можно назвать освоение интерактивного оборудования. Получившее широкое распространение и активно использующееся в школьном обучении, интерактивное оборудование открывает многие возможности: достижение максимальной наглядности, вовлечение детей и для придания этому процессу всех качеств, способствующих его эффективности — обучение будет напоминать увлекательную игру - яркую, красочную, мобильную и интересную.
Подводя итог, отметим, что мебель для детского сада должна соответствовать многим критериям: быть удобной и безопасной, прочной и долговечной, соответствовать росту и возрасту ребенка, способствовать его развитию и мышлению.
Мебель для школы
Время учебы в школе выпадает на важный период роста и развития всех систем организма ребенка. От того, на каком стуле он будет сидеть, и за какой партой заниматься, зависит не только формирование правильной осанки, но и успеваемость, и общее самочувствие, и даже настроение. К школьной мебели относятся в первую очередь столы (парты) и стулья, доски, шкафы, стеллажи и тумбы, а также мебель для специальных кабинетов, столовых, библиотек, раздевалок и актовых залов.
Требования к школьной мебели
К школьной мебели также выдвигаются определённые требования, она также должна соответствовать стандартам ГОСТа и СанПиНа. Чтобы школьник не уставал, необходимо обеспечить соблюдение правильной физиологической позы во время сидения, а именно: высота стула должна быть такой, чтобы ноги не болтались и не были согнуты под острым углом, а ступни ног должны плотно стоять на полу при изгибе коленного сустава в 90 градусов. Таким образом не нарушается естественный кровоток.
Что касается материалов: предпочтительнее модели, изготовленные из МДФ или из фанеры высоких сортов. В первую очередь это касается школьных столов, лучше выбирать изделия, ламинированные специальным пищевым пластиком, который применяется в производстве кухонных столешниц. Такой пластик нетоксичен и при этом стоек к механическим, химическим и другим видам повреждений.
Школьная мебель должна отвечать требованиям эргономичности. Столы могут быть изготовлены с дугообразными вырезами со стороны посадки ребенка. Недопустимо, чтобы мебель имела острые углы, способные травмировать ребенка — лучше, если они будут закругленными. Регулируемая мебель в период активного роста ребенка (начальные классы) благоприятствует учебному процессу и, стоит отметить, позволяет существенно экономить.
Сейчас можно подобрать мебель с регулируемой высотой столов и стульев, а также с регулируемым наклоном столешницы. В зависимости от вида деятельности школьников удобнее различный угол наклона: горизонтальное положение столешницы используется для рисования красками и лепки, при наклоне столешницы 5 градусов удобно рисовать карандашами и фломастерами, угол 12 градусов оптимален для письма. Максимальный наклон столешницы 25 градусов используется для чтения. Столешница может быть снабжена желобом для карандашей.
Техническое оборудование
Материально-техническое оборудование в школе включает в себя компьютеры, различную оргтехнику, лабораторное, демонстрационное и другое оборудование.
На пике актуальности по-прежнему находится интерактивное оборудование, активно использующееся в большинстве современных школ. Интерактивное оборудование представляет собой специальную (интерактивную) доску (поэтому речь об оборудовании идёт именно в этой статье, поскольку отчасти это относится к мебели) и проектор. Существует мнение, что постепенно образ учителя, пишущего мелом на доске, постепенно уйдет в прошлое в связи с активным и эффективным применением интерактивного оборудования в процессе школьного обучения.
Справка: Интерактивная доска представляет собой сенсорную панель, которая работает с проектором и компьютером. Такая доска обеспечивает эффективную работу с текстовым и графическим материалом. На интерактивной доске можно делать заметки, сохранять информацию и передавать её по электронной почте. Учащиеся также имеют возможность создавать презентации и показывать их на доске. Учителя отмечают, что благодаря интерактивному оборудованию стимулируется активность учащихся, новый материал, представленный в виде красочных презентаций, легче запоминается.
Интерактивные доски в будущем, скорее всего, станут обязательным элементом в мебелировании классных комнат, поэтому к выбору такого оборудования нужно отнестись очень внимательно, ведь оно должно прослужить максимально долго.
Итого:
Всё, что находится и происходит вокруг ребёнка в период раннего детства, как считают психологи, существенно влияет на формирование его характера и привычек, а значит от того, какой будет среда, окружающая ребёнка, зависит в некотором смысле его будущее. Поэтому, выбирая мебель для дошкольных и школьных учреждений, предпочтение стоит отдавать компаниям, уже зарекомендовавшим себя на этом рынке, вся предлагаемая ими мебель, как правило, отвечает всем нормам и стандартам, что подтверждается соответствующими сертификатами. Ассортимент детской мебели достаточно широк, тем не менее, многие успешные компании постоянно обновляют его, предлагая интересные современные решения.
Компания «УЧКОМ» работает на рынке с 2005 года.
Компания тесно сотрудничает с более чем 20 ведущими производителями учебно-наглядных пособий, школьного оборудования, входящими в Межгосударственную Ассоциацию Разработчиков и Производителей Учебной Техники (МАРПУТ) и является постоянным участником всероссийских и международных выставок, форумов и конференций.
Школьную мебель Компании «УЧКОМ» отличает качество, надежность, эргономичность и прочность. Она предназначена для формирования гармоничной предметной среды, отвечающей потребностям учебного процесса и жизнедеятельности в дошкольных, школьных и высших учебных заведениях. В производстве используются собственные конструкторские разработки и применяются только экологически чистые материалы.