Чиновники прорабатывают варианты, как можно возродить региональное авиасообщение. Пока главным вопросом на обсуждении остается: как можно снизить стоимость авиабилета. На днях Дмитрий Медведев, премьер-министр России, поручил Минэкономразвития и Минфину проанализировать, к чему приведет введение нулевой ставки по НДС для внутрироссийских рейсов. Сейчас НДС составляет 18%.
Эксперты: НДС не под силу снизить стоимость авиабилета. Нужен комплексный подход.
«Конечно, НДС влияет, но это лишь один фактор среди прочих: топливо, летный состав, самолеты. Нужен системный подход. То есть мы продолжаем летать на старых самолетах, которые тратят столько топлива, что страшно смотреть. Иногда пассажиры не летают на старых самолетах, потому что боятся. А заполняемость — это большое дело: самолет пустой летит или полный. С летным составом у нас огромные трудности. Если удастся увеличить зарплату летному составу, то это уже будет большим делом. Но в России практически не осталось учебных заведений, обучающих летчиков, поэтому нет молодых летчиков. Может, я сейчас крамольную мысль выскажу, но все ранее совершенные действия были направлены на уничтожение авиационного сообщения на территории Российской Федерации. Сейчас мы должны в противотренд войти, а сделать это можно только системно. То есть нулевая ставка по НДС каким-то образом положительно скажется. А системно заниматься этим вопросом? Одного НДС недостаточно. Поэтому я боюсь, что цену на авиабилеты не удастся снизить», - говорит Азиз Агаев, директор компании «Бизнес-информ».
«Региональное авиасообщение — это большой комплексный вопрос, который нужно комплексно решать. Сейчас нет большого парка региональных самолетов, на которых можно было бы эффективно летать. То есть НДС можно как угодно снижать, но летать не на чем. Остался небольшой парк АН-24, но треть из них встала на прикол из-за того, что на них нужно устанавливать систему опасного сближения с землей и систему против столкновения в воздухе, которые стоят порядка 3 миллионов рублей для каждого самолета. Если потом это поделить на стоимость билетов, то снижение НДС на 18% вообще роли не будет играть. Тем более, что АН-24 (60-х — 80-х годов выпуска) уже морально устарел, а ничего нового нет. Во-вторых, нет достаточного количества местных аэропортов. Их надо строить, и вопрос об НДС с этим никак не соприкасается. В-третьих, есть ощутимый дефицит летчиков. Тех, кто ежегодно выпускается, не хватает, чтобы покрыть количество тех, кто также ежегодно выходит на пенсию. Этот вопрос тоже с НДС не связан. В-четвертых, нужно проводить маркетинговое исследование, чтобы выяснить в какой город выгодно летать, ведь сейчас развиты автобусные перевозки, автомобильный транспорт есть почти у каждого, есть ж/д сообщение. Поэтому нужно трижды подумать, прежде чем на 100% связывать авиасообщением все города между собой. Допустим, для Кирова очевидно, что в сторону Москвы и Санкт-Петербурга вряд ли кто-то будет летать, потому что есть железная дорога. Рассматривать нужно города, с которыми нет нормального ж/д сообщения. Например, Казань (поезд идет 17 часов, а на авто можно добраться на 4 часа), Ульяновск, Саратов, Волгоград. В-пятых, у людей нет привычки и культуры летать. Хотя в целом вопрос очень актуальный и его нужно решать. Но нулевая ставка НДС сама по себе ничего не даст», - рассуждает Олег Кочкин, директор компании «Вяткаавиа».
Напомним, что снижение НДС — это не первый вариант чиновников о снижении стоимости авиабилетов. Так в Воздушный кодекс готовят изменения, по которым авиакомпании смогут не возвращать стоимость билетов тем, кто передумал лететь данным рейсом.
Следите с нами за развитием событий.