В каждом городе, где мне приходится бывать, я с удовольствием посещаю литературные музеи.
В каждом городе, где мне приходится бывать, я с удовольствием посещаю литературные музеи. Так, на днях мне посчастливилось посетить удивительный дом-музей писателя Федора Решетникова в Екатеринбурге. Кстати, по словам экскурсовода, Екатеринбург – единственный в России город, где есть литературный квартал, собравший историю уральских писателей и уникальные памятники XIX века. Прогуливаясь по улочке, мощеной старыми гранитными плитами, не сложно представить Екатеринбург XIX века. Мне удалось побывать в одном из музеев писателей Урала: в доме-музее Решетникова. Это очень необычное место: музей «три в одном». На его территории расположился особняк, конюшня и кузница. Три разные истории очень естественно сплелись в одну.
История о том, что писатель-натуралист Федор Решетников родился в этом доме – не более чем миф. На самом деле, он в этом доме даже не жил. Но связь писателя с местом всё же существует, ведь Решетников родился в семье почтальонов и ему самому была уготована такая судьба, а двухэтажный особняк по улице Офицерской (ныне Пролетарской) служил почтовой станцией, где делали остановки проезжающие через Екатеринбург почтальоны. Кстати, неподалеку от этого дома располагалась почтовая станция, где останавливались декабристы по дороге в Сибирь. Поэтому, когда возник вопрос о судьбе исторического особняка, было принято решение воссоздать быт почтовой станции XIX века.
Конюшня на территории музея появилась тоже не случайно. Дело в том, что на Офицерскую улицу выходил когда-то казенный конюшенный двор. Благодаря этому посетители музея могут познакомиться с разнообразной конной утварью и узнать, чем отличается тарантас от повозки и даже почувствовать себя в роли щеголя. Ямщицкая, конюшня, каретный сарай, предметы дорожного быта, почтовые повозки, хозяйственная утварь — все это воссоздает атмосферу уральского почтового двора XIX века.
Третья часть музея – кузница. Ведь без работы кузнецов не обходился ни один почтовый двор: лошадь-то нужно подковывать каждые 40 дней.
Кстати, знаете ли вы, кто становился ямщиком? Конечно, это был тяжелейший труд, ведь в любую погоду, в любое время года приходилось быть в пути. Но зато ямщику платили жалованье и бесплатно кормили на почтовых станциях. Об этом, кстати, в музее рассказали наиболее подробно: трапеза ямщика была более чем обильная. Около десятка тарелок супа, 400 грамм мяса, пироги, хлеб… Не удивительно, ведь ямщик только один раз в две недели делал такую остановку. В остальные дни он ел «на ходу».
Здорово, что екатеринбуржцы задумали и создали такой замечательный музей. А начался он с одной единственной фотографии Федора Решетникова. Кстати, именно эту фотографию можно увидеть в изданиях произведений писателя.
Создатели музея словно хотели сказать: «Не спешите! Ведь путнику необходимо делать остановки. Отдохните здесь, где оживает необыкновенная история литературы, быта XIX века. Отдохните – и снова в путь!»
Сейчас у меня появилась мечта вернуться в этот замечательный город и продолжить путешествие по литературному кварталу.
Экскурсия состоялась в рамках мероприятий, посвященных 10-летию компании "МегаФон" на Урале.