Для начала давайте разберемся в вопросе, что есть торговая марка. Это, прежде всего, обязательства продавца предоставлять потребителю тот набор свойств и характеристик, которым обладает тот или иной товар. Кроме того, торговая марка должна обязательно включать в себя гарантию качества. Сама торговая марка — это достаточно сложное явление, отражение главных признаков товара, поэтому она обладает целым рядом атрибутов.
1. Торговая марка обязательно вызывает у потребителя какие-либо ассоциации, которые касаются непосредственно самого товара. Так, например, если нам говорят о такой марке машины, как «Ford», то у нас возникают следующие ассоциации: надежность, престиж, качество, достаточно высокая, но при этом объективная стоимость.
2. Любая характеристика должна подразумевать под собой выгоду: функциональную либо эмоциональную. Приведем пример: «Если я приобрету этот автомобиль, то мне не придется менять его каждые несколько лет» - то есть свойство «надежности» отражает функциональную выгоду. Пример эмоциональной выгоды: «В этих кроссовках я чувствую себя настоящим спортсменом».
3. Торговая марка обязательно является олицетворением системы ценностей и установок производителя. К примеру, известная автомобильная марка «Mersedes» олицетворяет, прежде всего, качество, безопасность и престиж.
4. Еще одним атрибутом торговой марки является культура. «Adidas» представляет немецкую культуру: высокое качество, организованность, технологичность. Обязательным признаком, которым должна обладать торговая марка, считается индивидуальность. Для примера обратимся снова к марке «Adidas»: какие образы возникают при ее упоминании? Успешный спортсмен, футболист, победитель.
5. Торговая марка, кроме всего вышеназванного, предполагает еще и определенный тип покупателя для того или иного товара. Конечно, для нас намного привычнее представлять за рулем «Porsche» респектабельного мужчину, а в дорогом платье от «Chanel» - ухоженную даму.
В том случае, если в компании торговая марка рассматривается лишь как метод обозначения своих товаров, то упускается главная цель ее создания: разработка прочной цепочки хороших и устойчивых ассоциаций, которые будут неразрывно связаны с данной торговой маркой. Как правило, этими вопросами занимается квалифицированный специалист — маркетолог, который формирует индивидуальность торговой марки, делает акценты на атрибутах.
В основе марочной стратегии лежат ценности компании, ее культура, ведь именно на этих положениях она и формируется. Когда торговая марка завоевывает доверие, она уже становится полноценным заменителем качества, и потребитель приобретает товар, полностью доверяя марке.