В разгар летнего сезона туристические фирмы стараются привлечь потенциальных клиентов различными выгодными предложениями. Предотпускное настроение затуманивает наше сознание, в то время как терять голову еще рано: как и в любой другой отрасли бизнеса, среди турагентств встречаются, к сожалению, и недобросовестные. Поэтому, чтобы избежать неприятных сюрпризов на отдыхе, некоторые меры предосторожности стоит предпринять заранее - при приобретении путевки. О том, какой договор должен заключить клиент с туристической компанией, обязана ли она обеспечить его медицинской страховкой, и о других тонкостях при их взаимодействии нам рассказал руководитель Юридического центра «Право» Сергей Шабалин.
В разгар летнего сезона туристические фирмы стараются привлечь потенциальных клиентов различными выгодными предложениями. Предотпускное настроение затуманивает наше сознание, в то время как терять голову еще рано: как и в любой другой отрасли бизнеса, среди турагентств встречаются, к сожалению, и недобросовестные. Поэтому, чтобы избежать неприятных сюрпризов на отдыхе, некоторые меры предосторожности стоит предпринять заранее - при приобретении путевки. О том, какой договор должен заключить клиент с туристической компанией, обязана ли она обеспечить его медицинской страховкой, и о других тонкостях при их взаимодействии нам рассказал руководитель Юридического центра «Право» Сергей Шабалин.
- Сергей Николаевич, какие нормативно-правовые акты регулируют отношения между туристом и туристической фирмой?
- Основные нормативно-правовые акты, которые регулируют отношения между туристом и туристической фирмой:
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон «О защите прав потребителей»
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности»
- Обязательно ли нужно заключать договор о реализации туристского продукта в письменной форме? Что должно быть прописано в договоре?
- В соответствии с частью 1 статьи 161 ГК РФ, сделки между юридическими лицами и гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Таким образом, туристическая компания обязана заключить с туристом договор в письменной форме, а турист вправе требовать его заключения. Договор о реализации туристического продукта обязан содержать в себе все существенные условия. Договор или его приложение должны содержать наименование тура, его характеристику, стоимость, права и обязанности сторон, ответственность сторон.
- В договор о реализации туристского продукта турагентство включает пункт о форс-мажорных обстоятельствах. Что к ним относится? Этот перечень установлен законом или турагентство формирует его самостоятельно?
- В гражданском законодательстве Российской Федерации понятие форс-мажора отсутствует, вместо этого пункт 3 статьи 401 ГК РФ содержит понятие непреодолимой силы, которая определяется как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Данное определение носит достаточно общий характер, какого-либо конкретного перечня таких обстоятельств в ГК РФ нет.
Ряд нормативных актов определяет, что относится к обстоятельствам форс-мажора. Это стихийные явления (пожар, наводнение, землетрясение, ураган), эпидемии, военные действия, забастовки, запрещение экспорта и импорта товаров и др.
Некоторые туристские фирмы, пытаясь ограничить свою ответственность, включают в число форс-мажорных обстоятельств и те, которые являются преодолимыми человеком и могут быть им устранены.
Судебная практика, рассматривая проблему ограничения ответственности туристских фирм посредством расширения форс-мажорных обстоятельств, определила, что нарушения обязанностей со стороны контрагентов турфирмы не могут относится к обстоятельствам непреодолимой силы.
- Обязано ли туристическое агентство застраховать жизнь клиента, застраховать его от несчастных случаев, оформить медицинскую страховку?
- Для посещения большинства государств, например, таких, как страны Шенгенской зоны, США, Япония и других, наличие медицинской страховки является обязательным условием получения визы. При этом для посещения США, Канады и Японии необходим медицинский страховой полис, по которому сумма компенсации будет не меньше 50 тысяч долларов. Визу в европейские страны можно получить только при наличии медицинского страхового полиса с суммой покрытия не менее 30 тысяч евро.
В соответствии с ныне действующим законодательством о туризме, туристические фирмы России обязаны обеспечивать своих клиентов необходимой медицинской страховкой. Поэтому чаще всего медицинская страховка приобретается вместе с путевкой у туроператора, который действует от имени страховой компании в соответствии с соглашением о сотрудничестве. Медицинское обслуживание почти во всем мире платное. Поэтому медицинская страховка для туриста - это некая гарантия того, что за границей Вас не оставят умирать на улице.
- Какой минимальный набор документов должен унести клиент из офиса туристического агентства после приобретения путевки, чтобы быть уверенным: все его права соблюдены?
- На наш взгляд, должны быть следующие документы: договор, страховой полис, квитанция об оплате туристического продукта, авиабилеты, сама путевка, инструкции по посещению страны и так далее. При поездке в ту или иную страну набор документов может быть различен.
- Если клиент имеет претензии к турагентству и намерен потребовать их удовлетворения, куда должна обратиться пострадавшая сторона, какие документы и доказательства предъявить?
- В первую очередь со всеми своими претензиями клиент должен обратиться в ту турфирму, где он приобретал продукт, и в письменной форме изложить суть своих претензий и требования. В случае неудовлетворения требований в установленные сроки клиент имеет право обратиться с соответствующим иском в суд.
- Исходя из Вашей юридической практики, какие претензии к турагентствам наиболее распространены?
- Наиболее часто у клиентов возникают претензии по поводу возврата уплаченных за путевку денежных средств в случае невыезда по каким-либо причинам. Реже встречаются претензии по качеству оказанной в стране пребывания медицинской помощи.