Если какая либо часть груза, размещенного на открытом составе в прямом, горизонтальном участке пути, выходит за пределы габарита погрузки или выносы в кривых превышают соответствующие выносы расчетного вагона (24 метра - длина рамы, 17 метров – база) – такой груз является негабаритным. Исходя из конкретных размеров и веса,негабаритным считается груз, вес которого более 60 тонн, длина свыше 14 метров, ширина – 3,25 метров, а высота – 5,3 метра.
Самые разные: тяжелая сельскохозяйственная техника, длинномерное оборудование, турбины, самолеты, экскаваторы и военная техника и многое другое.
Согласно «Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств - участников СНГ» существуют три зоны негабаритности:
1. Зона нижней негабаритности: при расстоянии от оси пути 1626-1760 на высоте 480 – 1229 мм, при расстоянии 1626 – 2240 – 1230-1399 мм.
2. Зона боковой негабаритности: на высоте 1440-4000 мм. от уровня головки рельса.
3. Зона верхней негабаритности: на высоте 4001-5300 мм.
Существует также зона совместной верхней и боковой негабаритности. Она введена условно на двухпутных линиях.
Нижняя - три степени.
От правильности выполнения расчетов зависит стоимость транспортировки негабаритного груза, так как тарифы на разные степени негабаритности отличаются весьма существенно.
Однако, существуют грузы, размеры которых превышают предельные очертания зон негабаритности, такие грузы, а также грузы, превышающие габарит погрузки в верхней и нижней зоне, называются сверхнегабаритными.
Индекс негабаритности груза состоит из пяти знаков, обозначающих степень негабаритности в каждой из зон. Например, Н8038 – индекс негабаритности, который расшифровывается следующим образом:
Н – негабаритность;
8 – обозначение сверхнегабаритности, в данном индексе – в нижней зоне;
0 – негабаритности в боковой зоне нет;
3 – верхняя негабаритность третьей степени;
8 – вертикальная сверхнегабаритность.
Необходимые условия, предъявляемые к транспортировке негабаритного груза:
-Ограничение скорости подвижного состава, перевозящего негабаритный груз;
-Ограничение, либо запрещение движения поездов по соседним путям;
-Особый контроль за ходом перевозки негабаритного груза на всех участках пути и осведомление всех участников перевозочного процесса;
-Пропуск состава, везущего негабаритный груз, через станции, расположенные по пути следования.
Контрольные рамки и габаритные ворота.
Контрольная рамка устанавливается за локомотивом, на расстоянии не менее 20 осей от вагона с негабаритным грузом и служит для контроля локомотивно-составительской бригадой, а также сопровождающим, возможности беспрепятственного прохождения грузом всех участков пути (прошла рамка – пройдет и груз). Габаритные ворота служат для контроля соответствия груза габариту погрузки и устанавливаются на станциях отправления и прибытия.
Для перевозки негабаритных грузов используются:
Полувагоны (для перевозки строительного, дорожного оборудования, металлопроката, труб, железобетонных конструкций, труб, бытовок, подстанций и прочего);
Платформы (перевозка грузов, которые не нуждаются в защите от атмосферных осадков: сельскохозяйственной, военной, морской, авиационной техники; башенных кранов; резервуаров различного назначения и прочего);
Транспортеры (специальный подвижной состав, которые предоставляется по решению ж/д администрации для перевозки сверхнегабартиных грузов).
Подробнее о существующих моделях транспортеров.
На площадочных тарнспортерах перевозят негабаритные, сверх негабаритные и тяжеловесные грузы, если есть необходимость в снижении центра тяжести груза.
Платформенные транспортеры представляют из себя, по сути, ту же платформу, но с гораздо более мощной рамой.
Сочлененные транспортеры – самый сложный для транспортировки вид подвижного состава. Часто перевозятся отдельным локомотивом.
Колодцевые транспортеры предназначены для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов округлой и квадратной формы. Они позволяют снизить негабаритность груза, благодаря колодцу, расположенному внутри рамы (отсюда и название).
Сцепные транспортеры оборудованы сцепным устройством и турникетом, служат для перевозки длинномерных грузов.
В число наиболее распространенных нарушений, допускаемых грузоотправителем при транспортировке негабаритных грузов, входят:
- Неправильная погрузка и крепление груза.
- Разрушение или повреждение сооружений в пути следования.
- Несоответствие фактической массы груза массе, указанной в перевозочных документах.
- Неправильное оформление документов.
Избежать перечисленных нарушений, а также значительно ускорить процесс организации перевозки негабаритного груза помогут специалисты в области транспортной логистики.
Разработка и согласование схем погрузки.
Виды
документации, разрабатываемой специалистами логистической компании:
1.Чертежи и схемы, не предусмотренные техническими условиям (НТУ). Срок действия – 5лет.
2.Местные технические условия, разрабатываемые для определенного типа груза. Целесообразны при периодической отправке однотипных грузов, имеется возможность внесения изменений. Срок действия – 7 лет.
3.Эскизы погрузки.
4.Схемы увязки груза.
Все чертежи и схемы погрузки и крепления негабаритного груза выполняются в современных пакетах инженерной векторной графики (AutoCAD, Компас) в соответствии с принятыми нормативными документами и выдаются заказчику в электронном и печатном виде.
Для сверхнегабаритного груза и грузов шестой степени негабаритности:
1. Просчитывается весь возможный путь, с учетом мостов, тоннелей, косогоров и прочего. В случае необходимости (груз не вписывается в габариты мостов, тоннелей и т. д) выбираются альтернативные, безопасные маршруты;
2. В сферу деятельности компании входит не только планирование оптимального маршрута перевозки негабаритного груза, но и организация транспортных коридоров, ограничение движение поездов по соседним путям и, в случае необходимости, его временное прекращение;
3. Квалифицированные специалисты обеспечат личный контроль за процессом погрузки/выгрузки негабаритного груза, что позволит избежать возврата груза на перегрузку, а также исключить опасность сдвига груза;
4. Специалисты логистической компании берут на себя определение расчетной негабаритности груза, которое, как правило, ложится на плечи отправителя, а также выведут так называемый «индекс негабаритности груза», который проставляется в перевозочных и поездных документах;
5. Весь процесс согласований и получения разрешений на перевозку негабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов значительно сокращен благодаря сотрудничеству компании с СФТО (система фирменного транспортного обслуживания).
Организация международных перевозок негабаритных грузов.
При организации международных железнодорожных перевозок негабаритных грузов необходимо согласовать все условия транспортировки негабаритного груза не только в Управлении РЖД, но и в Ведомстве, занимающемся ж/д транспортом страны назначения и стран, проследуемых транзитом.
Перевозка негабаритных и сверхнегабаритных грузов по странам СНГ и Латвийской, Литовской, Эстонской республикам регулируется соответствующей Инструкцией. Транспортировка же по территории третьих стран осуществляется на основании Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
Согласование перевозки негабаритного груза по территории этих стран, оформление необходимого пакета документов, в том числе – таможенных – одна из услуг компании.
Сотрудничество с ОСЖД.
Сотрудничество с Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД) позволяет оперативно решать все проблемы связанные с международной железнодорожной перевозкой негабаритных и сверх негабаритных грузов, в том числе экономические, технологические, информационные, экологические и правовые.
Кроме того, по желанию заказчика оказываются следующие услуги:
1.Страхование груза.
2.Сопровождение груза.
3.Охрана груза на всем пути следования.
Мониторинг состояния груза происходит в реальном времени на протяжении всего пути следования. Используются современные устройства спутниковой связи GPS и ГЛОНАС.
Предлагаются также готовые решения для широко распространенных задач (перебазировка техники, воинские перевозки). Готовые решения требуют внесения лишь незначительных изменений в план перевозки негабаритных грузов и схемы погрузки, а значит - экономят время на разработку и согласование, а также – средства заказчика.
Выбор маршрута для перевозки негабаритного и сверхнегабаритного груза - задача настолько сложная и требующая специальных знаний и проведения расчетов, что ее придется поручить профессионалам. В противном случае велика вероятность возникновения аварийных ситуаций, влекущих за собой очень серьезные последствия.