Благодатный огонь: чудо или массовый гипноз?

Многие столетия христианский мир верит в тайну Благодатного огня, возникающего в день греческой (православной) Пасхи в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. По утверждению многих паломников, в течение первых 3—10 минут после схождения огонь обладает необычными свойствами—он не обжигает, независимо, от какой свечи и где он будет зажжен. Прихожане буквально умываются этим Огнем, водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляя даже волосы. Позже специальным прямым авиационным рейсом Благодатный Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, а оттуда развозится по всему миру. Однако есть немало тех, кто сомневается в божественной природе благодатного огня и даже активно опровергает его чудодейственную силу. Так что же такое Благодатный огонь: чудо или массовый гипноз?

Немного истории

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно," - читаем мы у церковного историка Григория Нисского.

В V—VII веках в Иерусалимской Церкви, согласно армянскому переводу иерусалимского Лекционария, пасхальное бдение (то есть вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с древнего обряда возжжения вечернего света. Однако начиная с IX века источники сообщают уже не просто о благословении вечернего светильника, но о схождении Благодатного Огня как о чуде.

Благодатный огонь, как нерукотворное явление впервые упоминается письменно латинским монахом Бернардом в девятом веке. Есть и другие свидетельства примерно того же периода в пользу сверхъестественного схождения Благодатного огня, как правило, они исходят от монахов или лиц духовного звания. Описание того, как сходит Благодатный огонь у них заметно отличается: одни паломники констатируют самый факт изнесения патриархом огня из часовни Гроба Господня, а другие указывают и образ его появления, кто – в виде голубя, кто – в виде молнии.

Первыми публичными критиками чуда Благодатного огня стали мусульманские писатели-путешественники, довольно единодушные в разоблачении этого чуда. Они в своих записях приводят разные варианты механизмов одновременного возжения лампад. В частности, ал-Джаубари (ум. 1242) писал о тонких нитях, смазанных определенным веществом, через которые рукотворный огонь зажигает все лампады. Основным объектом критики традиционного для Русской Православной Церкви отношения к Благодатному Огню является чудесная природа Огня, получаемого на Гробе Господнем. Еще одним объектом критики являются чудесные явления, наблюдаемые паломниками и их свидетельства о необычных свойствах огня.

Рассечённая колонна и предания о ней

На протяжении нескольких последних столетий каждый посетитель храма Воскресения Христова может видеть мраморную колонну, рассечённую необычной трещиной. Эта колонна — средняя из трех колонн на левой стороне портала главного входа храма Воскресения Христова. Сама трещина составляет чуть более метра в длину, идет вдоль колонны и расширяется книзу, достигая примерно 7-8 см в ширину и глубину. Многие паломники почитают эту колонну, молятся около неё, оставляют в трещине записки. Существуют различные предания, объясняющие происхождение столь необычной трещины. Согласно православному преданию, трещина появилась чудесным образом в Великую субботу 1579 г. В это время Османской империей правил султан Мурад III, а Патриархом был Софроний IV (1579—1608). Это предание гласит, что армяне подкупом добились у иерусалимского паши позволения им одним быть в храме Воскресения Христова в Великую субботу. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание уже сильно затянулось по сравнению с обычным временем и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм. При этом православные арабы от радости стали прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога в храме каждую Великую субботу. Кроме того, предание сообщает, что один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, увидев чудо с Огнем из колонны, бесстрашно и громко исповедал перед всеми, что он теперь тоже христианин. За это он был тут же обезглавлен, и тело его сожгли на площади перед храмом.Православные собрали пепел и кости Омира, поместили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы, где они находились до конца XIX в., источая благоухание.

Критики бессильны?

Наряду с теми, кто верит в чудодейственную силу Благодатного огня есть немало критиков, пытающихся на протяжении всей истории найти в этом какой-то подвох. Одни ссылаются на то, что Благодатный огонь – рукотворное чудо, созданное с использованием специальных веществ, склонных к самовозгоранию в определенных условиях. Такими свойствами, по их мнению, могут обладать некоторые растения, произрастающие в субтропиках. При выделении из них эфирных масел, они способны самовозгораться. Сторонники чудодейственной силы Благодатного огня ссылаются на то, что, по свидетельству очевидцев, температура Благодатного Огня составляет не более 45°С, что невозможно объяснить естественными причинами. Химии не известны вещества, которые горят при подобных условиях с такой температурой пламени. Паломники не отмечают и необычного запаха, свойственного посторонним веществам. Не возгорается все пространство или какие-то отдельные его объемы, а горят только свечи и лампады, причем многие из них загораются сами. Так что загадка Благодатного Огня является предметом изучения и споров на протяжении многих веков. Однако для православного мира Благодатный огонь остается одним из подтверждений истинности их веры.

Похожие материалы по теме

Траншейные крепи немецкого производства от официального представителя в России

Одними из самых трудоемких и опасных считаются земляные работы, поэтому к их выполнению привлекаются квалифицированные мастера, специализированная техник аи профессиональное оборудование.

Rendez-Vous: Ваш идеальный стиль в мире обуви, сумок и аксессуаров

Если вы когда-либо оставались в замешательстве, выбирая, какую обувь или аксессуары надеть, чтобы завершить свой образ, то сеть магазинов Rendez-Vous станет для вас настоящей находкой.