Что такое PR-компания
В книге « PR-компании: методология и технологии» (авторы Д.П.Шишкин, Д.П.Гавра, С.Л. Бортко) дано емкое определение:
PR-компания — это целенаправленная, системно организованная и завершенная савокупность PR-операций и обеспечивающих их мероприятий, объединенных общим стратегическим замыслом, направленая на решение конкретной проблемы организаций и осуществляемая...на определенном этапе деятельности организации.
Типы PR-компаний
Очевидно, что прежде всего необходимо провести анализ и выявить актуальную, самую насущную проблему организации. Исходя из этого можно выделить три типа PR-компаний:
Плановые кампании — спланированные заранее, связанные с какими-либо событиями, этапами развития организации.
Внеплановые кампании — спонтанные, необходимые в определенное время. Часто вызваны взаимоотношениями с конкурентами.
Антикризисные кампании — отличаются внезапностью повода и жестким временным графиком.
PR-компании могут быть краткосрочными (полный цикл — до 1 месяца), среднесрочными (1-3 месяца), долгосрочными (до 1 года), сверхдолгосрочными (до 5 лет) и стратегическими (более 5 лет).
По содержанию PR-компания может быть позитивной, негативной и негативно-позитивной.
Позитивная кампания направлена на усиление конкурентных позиций организации, на акцентировании внимания потребителей на успехах и достижениях организации, на завоевании новой аудитории. Негативная компания направлена против конкурентов, содержит элементы разоблачений, антирекламы. Негативно-позитивная кампания в своей основе содержит сравнение организации с конкурентами в пользу себя.
Первый этап — аналитика
Очевидно, что все PR-компании должны быть заранее спланированы. При чем кроме плана «А», должны быть планы «Б» и «В». То есть действия могут развернуться совершенно непредсказуемо. К этому организаторы PR-компании должны быть готовы.
Общепринятый план кампании:
Анализ ситуации — Где мы сейчас?
Цели — Куда хотим идти?
Стратегия — Как мы пойдем туда?
Тактика- Спецификация конкретных действий.
Действие — Осуществление конкретных коммуникативных действий.
Контроль — Оценка и мониторинг.
На этапе анализа ситуации часто бывает необходим мозговой штурм. Для этого прекрасно подходит метод SWOT-анализа, в рамках которого нужно понять такие составляющие:
Сила — хорошие стороны компании, репутация, позиция на рынке.
Слабость — в чем организация слаба и уязвима.
Возможности — какие возможности существуют по занятию более выгодных позиций.
Угрозы — что может повлиять на планы организации.
Исходя из такого анализа необходимо определить во всей полноте и подробностях главную проблему, стоящую перед организацией (в данном случае особенно полезным бывает «незамыленный» взгляд со стороны). Вслед за этим необходимо произвести анализ возможностей организации в решении данной проблемы. Возможности могут быть не только деловые, но и коммуникационные. При чем коммуникационные зачастую играют решающую роль.
Второй этап — конкретизация
Специалисты Лондонской школы PR на 2-м этапе рекомендуют:
Установить ключевые цели и сроки для их достижения.
Выбрать правильную стратегию для достижения поставленных целей.
Выбрать средства и тактику для достижения целей и поддержки стратегии.
Определить ключевую аудиторию (публику) к которой необходимо обратиться.
То есть на втором этапе необходимо сформулировать цель (чего мы хотим добиться) и задачи (конкретные шаги, которые нужно воплотить на пути к цели).
Третий этап — тактическое планирование
Календарное планирование — один из основных этапов планирования, где собраны все мепроприятия PR-компании.
Аудиторное планирование — здесь расписываются мероприятия по взаимодействию с основными целевыми аудиториями.
Медиапланирование — содержит лимит оплаченных и неоплаченных публикаций.
Финансовое (бюджетное) планирование — содержит затраты на проект и оплату труда исполнителям проекта.
Следующие этапы PR-компании — реализация проектов, осуществление мероприятий, анализ эффективности, требуют ответственности и большой организованности. При этом главное — строго следовать логике и поставленным целям.
Источник: Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR: практические рекомендации, 2009
Photo by LYCS Architecture on Unsplash