«Третий антимонопольный пакет: новые задачи и полномочия ФАС»

Что ждать бизнесу и власти в Кировской области?

22.12.2011 состоялась пресс-конференция Управления ФАС по Кировской области, посвященная принятию «Третьего антимонопольного пакета». Сообщение об этом подготовила пресс-служба Кировского УФАС.

Пресс-конференция проведена в связи с принятием Государственной Думой и подписанием Президентом «третьего антимонопольного пакета» поправок, который вступает в силу с 6 января 2011 года.

Заместитель руководителя Кировского УФАС Артем Молчанов отметил, что «третий антимонопольный пакет» - это завершение реформы антимонопольного законодательства, которое основано на лучших мировых примерах, а также административной и судебной практиках.

Третьим антимонопольным пакетом вносятся изменения в обширный перечень нормативных актов от, непосредственно, закона о защите конкуренции, до почти всех кодексов Российской Федерации: Земельный, Градостроительный и даже Уголовный.

Впервые в законодательстве появляется определение картеля, как наиболее тяжкого нарушения антимонопольного законодательства, устанавливается четкое различие видов запрещенных законом соглашений, недопустимых в соответствии с законом.

Именно за картель после вступления в силу поправок будет предусмотрена уголовная ответственность, предусматривающая санкцию до семи лет лишения свободы, за совершение согласованных действий будет предусмотрена лишь административная ответственность.

На выявление и пресечение картелей с доведением дел до их логического завершения будут направлены основные усилия Кировского УФАС в следующем году.

Поправками определен случаи, когда цена товара не должна признаваться монопольно высокой. Это относится к ценам установленным на бирже при соблюдении ряда конкурентных условий. Тем самым ФАС очередной раз дает понять, что действительно реальная и справедливая цена – это биржевая цена.

Были также отмечены поправки, касающиеся введения дополнительных антимонопольных запретов в отношении деятельности органов власти, которые касаются недопущения установления дискриминационных условий, а также различного рода «поборов» при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Нормативная база предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе сформирована, теперь пришло время контролировать законность предоставления этих услуг на основе этой базы.

С вступлением в силу поправок антимонопольный орган также получает дополнительные функции по рассмотрению жалоб на все торги, которые проводятся органами власти или по их заказу. Теперь ФАС будет иметь право остановить любые торги по продаже, приватизации или на аренду до рассмотрения жалоб по существу. Установлен короткий семидневный срок рассмотрения жалоб.

Закон предоставит антимонопольному органу право направлять предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, а также выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Тем самым, как отметили представители УФАС, закон вводит определенные послабления для бизнеса: предупредили – исправься, не исправился – получи штраф.

Серьезные поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях. В отношении нарушений в сфере конкуренции вводится простой и прозрачный механизм определения размера штрафа: если нет ни смягчающих, ни отягчающих вину обстоятельств, то сумма штрафа будет равняться половине предусмотренной законом санкции, при наличии обстоятельств – будет увеличиваться или уменьшаться на 1/8 за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство.

Журналистами были заданы вопросы, в частности: какая сфере бизнеса приносит наибольшие «головные боли» антимонопольной службе и каким образом будут наказывать за нарушения закона органы власти.

Заместитель руководителя Кировского УФАС Марина Никонова пояснила, что наибольший объем работы УФАС связан с контролем за деятельностью монополистов, в том числе в сфере энергетики, продажи топливных ресурсов.

По вопросу об ответственности органов власти было отмечено, что сами санкции не изменились, это штраф от 15 до 30 тысяч рублей, а при повторном нарушении – дисквалификация, т.е. лишение права занимать определенные должности, но вот количество запретов, прямо определенных законом выросло, а значит ужесточится контроль за работой чиновников. И если до настоящего времени никто из чиновников в Кировской области не дисквалифицирован, то в 2012 году такие дела вполне могут появиться.

В завершение, заместитель руководителя Артем Молчанов проинформировал, что в настоящее время ведутся переговоры с Вятской торгово-промышленной палатой и Вторым арбитражным апелляционным судом о проведении в январе следующего года семинара для руководителей и правовых служб предприятий организаций с подробным рассмотрением поправок и имеющейся судебной практики по данной категории дел.

Похожие материалы по теме