Высказывания экспертов были жесткими и бескомпромиссными: ухудшение экономической ситуации в мире и в России неизбежно; предпринимателям нужно «включать голову», что любят далеко не все; нормальной конкуренции в российском малом бизнесе как не было, так и нет.
Дмитрий Потапенко: «У нас каждый магазин площадью 100 квадратных метров пытается повторить ассортимент больших сетей. Это само по себе нонсенс! Такие предприятия в кризис закроются как класс! Умение правильно формировать собственный ассортимент – главный критерий профессионализма в этом бизнесе».
Вместе с тем, сами участники семинара говорят о том, что многое из услышанного в целом созвучно их собственным мыслям.
Игорь Корнилов, участник семинара: «Разговоры о кризисе для нас не пустой звук. У нас в последнее время, к сожалению, не совсем всё хорошо с выручкой, чего не было, кстати, когда кризис только начался. В 2008 году мы его практически не заметили. Поэтому любые советы, которые применимы к нашей действительности, будут полезны».
Максим Юдин, участник семинара: «Я удостоверился сегодня, что мы занимаемся правильной политикой. Наша сфера – аптечная деятельность, и сегодня [на семинаре] было подтверждено, что в ближайшее время будут востребованы аптеки-дискаунтеры с очень низкими ценами, поскольку в неспокойное время люди стараются больше экономить и держать деньги. Мы открыли первые такие аптеки, и будем развивать это направление дальше».
По словам заместителя председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России Тимофея Письмерова, приглашая известных экспертов, банк рассчитывал на честный и открытый разговор на темы, которые действительно интересны предпринимателям. «Малый бизнес для банка – это серьезный сегмент. Кредитный портфель Волго-Вятского банка в этой сфере – 73 миллиарда рублей, это больше, чем бюджеты Кирова, Чувашии и Марий Эл вместе взятых. Мы стремимся и впредь предлагать предпринимателям только самое полезное – как по продуктам, так и в обслуживании. Мы «вырастили» около сотни квалифицированных кредитных специалистов, которые проходили кризис вместе с нашими клиентами. Они осторожны, и они готовы обезопасить предпринимателей от рисков», – подчеркнул Тимофей Письмеров.
Семинар прошел в рамках крупномасштабного проекта «ПФО – территория успеха», приуроченного к 170-летию Сбербанка.
«ПФО – территория успеха» – это бизнес-турне по городам Приволжского федерального округа, цель которого – рассказать руководителям компаний малого и микро-бизнеса о технологиях эффективного управления в розничной торговле. Транслируют успешный опыт и современные наработки ведущие эксперты-практики федерального уровня, причем делают это максимально подробно, с учётом специфики развития ритейла в каждом конкретном регионе и в формате личного общения с предпринимателями. Заявленные темы актуальны для собственника любого магазина и отвечают на вопросы: как продавать больше, как открыть успешный магазин, как эффективно управлять прибылью и сократить издержки, каковы новые риски и возможности ритейлеров, в чем особенности маркетинга и управления персоналом в рознице.
В маршрут бизнес-турне Сбербанка вошли такие города, как Нижний Новгород, Казань, Киров, Чебоксары, Набережные Челны, Альметьевск, Выкса, Бор и Дзержинск. Стать участниками деловой образовательной программы «ПФО – территория успеха» могут собственники и топ-менеджеры предприятий розничной и оптово-розничной торговли – без оплаты, по приглашениям, оформленным на основании предварительной заявки.