Налоговая политика государства в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Помимо строек века (Саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году, Универсиада в Казани в 2013 году, Олимпиада-2014 в Сочи, Чемпионат мира по футболу в 2018 году), расходы федерального бюджета хотят увеличить на 20 триллионов рублей за десять лет на перевооружение армии. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то есть данная система должна компенсировать снижение доходов бюджета при снижении цен на нефть.
Усилия будут направлены на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Во-первых, будут повышены доходы бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Во-вторых, будет оптимизирована существующая система налоговых льгот и освобождений, а также ликвидированы имеющиеся возможности для уклонения от налогообложения. Таким образом, общей тенденцией будет являться увеличение налоговой нагрузки как на бизнес, так и на граждан.Среди предусмотренных мер можно выделить следующие:
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала. Предусмотрено несущественное снижение тарифов страховых взносов с 34 до 30 процентов и с 26 до 20 процентов, совершенствование амортизационной политики (ограничение применения коэффициента.
3 при начислении амортизации по объектам основных средств, приобретенным по договорам лизинга, введение коэффициента 2 при начислении амортизации для энергетически эффективного оборудования), предоставление налоговых преференций налогоплательщикам по НДФЛ, на содержании которых находятся дети, за счет отмены льготы у всего населения.
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот. Предусмотрена отмена льгот по региональным налогам (налог на имущество, транспортный налог) на федеральном уровне, то есть эти полномочия будут полностью переданы в компетенцию субъектов федераций. При этом сохранятся льготы для монополии (железнодорожные пути, магистральные трубопроводы, линии электропередач). После получения соответствующих компетенций субъекты РФ с дефицитом бюджета (например, Кировская область), скорее всего, отменят действующие льготы совсем или частично.
Будет создана система мониторинга и анализа действующих льгот на предмет их эффективности.
Планируется уточнение перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.
3. Акцизное налогообложение. В течение ближайших трех лет будет проводиться ежегодная индексация ставок акциза с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами, по сравнению с уровнем инфляции.
В результате реформы затраты на производство водки объемом 0,5 литра увеличатся как минимум:
в первом полугодии 2012 года - на 5,43 рубля по отношению к цене 2011 года;
во втором полугодии 2012 года - на 16,28 рубля к цене 2011 года;
в 2013 году - на 39,88 рубля к цене 2011 года;
в 2014 году - на 63,48 рубля к цене 2011 года.
Хотелось бы также напомнить, что в 2011 году при увеличении налоговых затрат на производство водки объемом 0,5 литра на 5 рублей ее минимальная цена увеличилась на 9 рублей.
Акцизы на сигареты в ближайшие три года будут увеличены в четыре раза.
4. Налог на прибыль организаций. Будут введены нормы, соблюдение которых приведет к признанию доходов от продажи недвижимости до факта регистрации права собственности. Безнадежные долги, по которым имеется исполнительный лист, можно будет признавать в расходах по постановлению судебного пристава о невозможности их взыскания. В настоящее время данная норма не закреплена в Налоговом кодексе РФ.
5. Налогообложение природных ресурсов. С 2012 года ставка НДПИ по природному горючему газу будет увеличена более чем на 60 процентов, по сравнению с 2011 годом. Это может повлиять на отпускную цену для конечных потребителей.
Предполагается также корректировка ставки по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.
6. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов. С 2012 года будет введена в действие новая глава 26.5 «Патентная система налогообложения» для применения индивидуальными предпринимателями. Помимо этого предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде ЕНВД (с 2013 года будет отменен ЕНВД для общепита и торговли по объектам до 150 квадратных метров), а с 2014 года - полная ее отмена.
Данная мера приведет, в первую очередь, к увеличению налоговой нагрузки на микробизнес.
7. Введение налога на недвижимость. В субъектах РФ, где уже проведена массовая оценка недвижимости (Калужская, Тверская, Калининградская области, Краснодарский, Красноярский края, Ростовская область, Башкирия, Татарстан, Нижегородская, Самарская, Иркутская, Кемеровская области), налог может быть введен с 2012 года, в остальных субъектах по мере оценки ориентировочно - в 2013-2014 годах При этом отмечается, что существенного увеличения налоговой нагрузки у незащищенных слоев населения не произойдет.
8. Налоговое администрирование. Предлагается внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов. Также предлагается проработать вопросы взыскания налогов за счет электронных денег, урегулировать порядок обращения взыскания налогов с валютных счетов и счетов в драгоценных металлах в банках. Будет уточнено законодательство в сфере заключенных международных договоров об избежание двойного налогообложения. Планируется предоставлять льготы только при условии, что конечным бенефициаром будут резиденты тех стран, с которыми заключены договора.