Бюджет от своих нефтяных доходов не откажется
Государство своей налоговой политикой фактически вынуждает нефтяные компании повышать цены на бензин на внутреннем рынке. К такому выводу пришли участники круглого стола «Налоговая система РФ и цены на нефть и нефтепродукты», который провел на прошлой неделе в Казани комитет по бюджету Совета Федерации. Эксперты отмечают, что до тех пор, пока бюджет не откажется от привязки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к мировым ценам на нефть, ситуацию изменить не удастся. Меры же, которые сейчас принимает правительство, в большей степени направлены на увеличение темпов нефтедобычи, но никак не на снижение внутренних цен на бензин. Велика вероятность, что и в дальнейшем интересы стабфонда будут превыше всего, а нефтяная отрасль так и останется «дойной коровой» российского бюджета.Примерно наполовину цены на нефтепродукты состоят из налогов. По оценкам Минпромэнерго, в цене дизтоплива налоговая составляющая «тянет» на 40%, автомобильного бензина – на все 50%. Примерно столько же (49,2% в 2005 году) составляет доля нефтяной отрасли в налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ. Существующая система налогообложения, направленная на изъятие сверхдоходов от нефтедобычи в условиях высоких мировых цен на нефть, выгодна бюджету. И она же приводит к росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Так, в 2004-2005 годах цены на бензин выросли на 34% и 16% соответственно. Дело в том, что ставка НДПИ привязана к мировым ценам на нефть, и в результате доля этого налога в цене нефти на внутреннем рынке составляет более 30%.Казалось бы, вполне естественный в таких условиях шаг – «отвязать» ставку НДПИ от мировых цен. Только это может привести к снижению цен на внутреннем рынке. Причем, по мнению главы комитета по бюджету Совета Федерации Евгения Бушмина, НДПИ должен рассчитываться без учета коэффициента, характеризующего изменение мировых цен, для всей нефти – независимо от того, идет ли она на экспорт или реализуется внутри страны. Сенатор считает, что изымать сверхдоходы от экспорта нужно с помощью таможенных пошлин. Заместитель директора департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Александр Гладков говорит, что в МЭРТ этот вопрос готовы рассматривать, однако для целей налогообложения будет проблематично найти индикатор цен на внутреннем рынке. В общем, правительство к такому повороту событий пока явно не готово – не случайно законопроект, готовящийся сейчас в Госдуме ко второму чтению, фиксирует привязку НДПИ к мировым ценам до 2017 года. Да и президент в последнем бюджетном послании заявил, что «следует на постоянной основе закрепить в НК РФ применяемую сегодня формулу расчета этого налога в зависимости от мировой цены на нефть». Так что НДПИ в деле снижения цен на бензин, судя по всему, не помощник.Единственное, что предлагает правительство для сдерживания цен на внутреннем рынке, – это решение не индексировать акцизы на нефтепродукты. «Неиндексация в какой-то степени позволяет говорить, что акцизы не будут увеличивать цены», – осторожно отмечает заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Наталья Комова. Свою осторожность она объясняет тем, что в свое время отмена налога с продаж не привела к снижению цен на продукты. Следовательно, одними акцизами проблему решить не удастся. Тем не менее их доля в цене на бензин достаточно высока и, по словам директора департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолия Яновского, составляет около 20%. Однако нужно учитывать, что свое «черное дело» правительство уже сделало: с 2002 по 2005 год акцизы на нефтепродукты выросли на 75%. Кроме того, применяемый механизм взимания акцизов не способствует производству высококачественных продуктов: ставка акциза на бензин с октановым числом до 80 на треть меньше, чем на бензин с «иными октановыми числами». По словам Александра Гладкова, Минэкономразвития уже подготовило и направило на согласование в министерства и ведомства законопроект по акцизам. Предлагаемые изменения в законодательство будут стимулировать техническое перевооружение предприятий и производство нефтепродуктов более высокого качества.Анатолий Яновский согласен, что нефтяным компаниям нужны стимулы для реконструкции нефтеперерабатывающих заводов. Он считает, что стимулировать нужно нормативно, создавая технические регламенты, и экономически – освобождая НПЗ от таможенных пошлин на ввозимое оборудование. Без технического перевооружения все встает с ног на голову. Сейчас, например, экспортная пошлина на «темные» нефтепродукты (мазут, масла, битумы) ниже, чем на «светлые» (автобензин, дизтопливо). Так государство стимулирует переработку нефти внутри страны, потому что при производстве бензина вырабатывается много мазута, и производителям предоставляется возможность реализовать его на внешнем рынке. «Пока наша налоговая политика не может привести к снижению цен на внутреннем рынке», – констатирует г-н Яновский.Но даже с точки зрения развития отрасли предлагаемых сейчас мер явно недостаточно. Дифференцировать НДПИ нужно не только по выработанности месторождений:ставка должна снижаться и при разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, и при добыче нефти более низкого качества – например, высокосернистой, переработка которой, по экспертным оценкам, на 20% дороже. «А если мы хотим нормальное законодательство, необходимо ввести рентные платежи», – предлагает заместитель председателя бюджетного комитета СФ Вячеслав Новиков. Но в Минфине такой подход не приветствуют. «Это очень трудноадминистрируемый механизм», – парирует Наталья Комова.RBC dailyПохожие материалы по теме
Своевременная передача показаний приборов учёта обеспечит корректное начисление платы за коммунальные ресурсы
Кировский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» напоминает о необходимости передачи показаний приборов учёта коммунальных ресурсов до 25 числа текущего месяца
В уроке «Т Плюс» о подвиге энергетиков в годы войны приняли участие более 700 школьников Кировской области
Сотрудники Кировского филиала «Т Плюс» провели урок «Свет в тёмные времена» об энергетике региона в годы Великой Отечественной войны для более чем 700 школьников.
Филиал «КЧХК» подвел итоги благотворительной деятельности за 2024 год
Филиал «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» направил на благотворительность в 2024 году 192 млн рублей.
«Т Плюс» на 47 процентов сократила выбросы от котельных в Кирове
С момента заключения концессионного соглашения в июле 2019 года в отношении объектов теплоснабжения в Кирове «Т Плюс» на 47% сократила выбросы вредных веществ от котельных. При этом выбросы сажи сократились в пять раз - с 29 до 5,6 тонн, золы углей – в шесть с половиной раз – с 55,6 до 8,5 тонн. Тем самым энергетики значительно улучшили экологическую обстановку в областном центре.
Филиал «КЧХК» выступил партнером экологического фестиваля в Кировской области
При поддержке филиала «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» в Кировской области прошел экологический фестиваль «Зеленый голос Вятки». Он прошел в трех городах региона: Кирове, Кирово-Чепецке и Слободском.
«Т Плюс» устранила семь дефектов на теплосетях в Кирове, выявленных с использованием органического красителя
С 7 апреля Кировский филиал «Т Плюс» приступил к испытаниям оборудования тепловых сетей с использованием органического красителя.