Сегодня в Правительстве области состоялось заседание экономического совета при Губернаторе, посвящённое анализу эффективности предоставления налоговых льгот субъектам экономики региона. Напомним, что идея обсуждения этой темы на экономическом совете возникла в ходе недавних общественных слушаний по проекту бюджета области на 2012 год.
Губернатор Н.Ю. Белых, открывая совещание, отметил: вопросы, связанные с налоговыми льготами, с их введением или отменой, часто поднимаются на различных встречах и мероприятиях.
«Понятен интерес налогоплательщиков в том, чтобы оптимизировать свои налоговые платежи, интерес Правительства области в том, чтобы обеспечить формирование доходной части бюджета, - сказал Никита Юрьевич. – То, что налоговые льготы – это, в сущности, недополученные доходы бюджета, не означает, что органы власти не готовы рассматривать и обсуждать эти вопросы, особенно в случаях, когда налоговые льготы напрямую будут способствовать развитию экономики, предприятий, стимулировать реализацию инвестиционных проектов. То есть льготы должны быть эффективными с точки зрения бюджетной системы, пусть даже эффект будет носить отложенный характер».
Если же этого не происходит, то, по словам главы региона, сокращение доходной части бюджета фактически будет означать и сокращение расходов в различных сферах. Об эффективности применения частными инвесторами дифференцированных ставок по налогу на имущество в рамках реализации областного закона о налоге на имущество проинформировал глава департамента экономического развития А.Д. Коршунов. По его словам, налоговые преференции субъектам инвестиционной деятельности предоставляются в регионе с 2003 г.
Процедура получения льгот в настоящее время упрощена, и при общеустановленной ставке по налогу на имущество 2,2 проц. частные инвесторы, реализующие инвестпроекты объёмом инвестиций от 20 до 50 млн. рублей, уплачивают налог на имущество по ставке 1,1 проц., а от 50 до 100 млн. рублей – 0,5 проц. Инвестпроекты свыше 100 млн. рублей освобождены от уплаты налога на имущество. При этом налоговые льготы предоставляются на бесконкурсной основе. Как сообщил А.Д. Коршунов, в 2010 г. 19 предприятий, реализующих 32 инвестиционных проекта (общий объём инвестиций – 383,4 млн. рублей), воспользовались дифференцированными налоговыми ставками. Объём выпадающих доходов областного бюджета составил 156 млн. рублей, при этом в областной бюджет в виде налогов было уплачено 950 млн. рублей.
Прирост налоговых поступлений составил почти 339 млн. рублей. На один рубль государственной поддержки прирост налоговых поступлений составил 2,17 рубля, а по итогам первой половины 2011 г. этот показатель составляет 3,95 рубля. Тем не менее, по словам Алексея Дмитриевича, упрощение процедуры получения льготы по налогу на имущество имеет ряд негативных последствий.
В частности, не решена задача ответственности бизнеса за несвоевременность уплаты налогов в областной бюджет. В 2012 г. закон будет доработан в направлении регулирования вопросов предоставления налоговых льгот, предусматривающем отказ или прекращение права использования льготы в случае несвоевременной уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, либо выявления в ходе налоговой проверки уклонения от уплаты налогов.
В ходе заседания возникло предложение - в контрольные органы предприятий, получающих налоговую поддержку либо государственные гарантии, в качестве обязательного условия предоставления льгот, рекомендовать независимых директоров или ревизоров. Такие специалисты, рекомендованные общественными объединениями (например, торгово-промышленной палатой), могли бы предоставлять органам государственной власти достоверную и объективную информацию о ситуации на предприятии.
Глава областного департамента развития предпринимательства и торговли П.Н. Ануфриев проинформировал о действии закона об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощённой системы налогообложения налогоплательщиками, которые избрали объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Как подчеркнул Павел Николаевич, при разработке закона прогнозировалось, что данной налоговой льготой потенциально смогут воспользоваться более 7 тыс. субъектов малого бизнеса.
В итоге, в 2009 г. этим правом воспользовались лишь 182 налогоплательщика, а в 2010 г. – 120. С учётом того, что сумма выпадающих доходов областного бюджета по налогу, взимаемому в связи с применением «упрощёнки», не столь велика – 8,7 млн. рублей в 2010 г. – члены экономического совета рекомендовали продлить действие закона вплоть до 2013 года, при этом усилить разъяснительную работу среди предпринимателей об условиях получения дифференцированных налоговых ставок. На заседании совета также обсуждался экономический эффект от предоставления льгот по налогу на имущество и транспортному налогу сельхозтоваропроизводителям Кировской области.
Как было отмечено, двумя видами налоговых льгот среди регионов ПФО пользуются только вятские аграрии. 420 предприятий имеют льготы в части уплаты налога на имущество, 328 – по транспортному налогу. В 2010 г. налоговые поступления от сельхозпроизводителей составили 480 млн. рублей. Сумма государственной поддержки села во всех формах приближается к 1 млрд. рублей, от предоставления налоговых льгот областной бюджет недополучил более 200 млн. рублей.
В ходе дискуссии об эффективности льгот сельхозпредприятиям Губернатор Н.Ю. Белых предложил детально проанализировать возможность замены налоговых льгот прямыми субсидиями из бюджета. По словам главы региона, ценность средств, полученных в виде поддержки на определённые цели и задачи, гораздо выше тех, что просто не выплачены в казну.
В 2012 году будет проведён мониторинг бюджетной, экономической и социальной эффективности предоставления льгот сельхозпроизводителям по уплате налога на имущество и транспортного налога. Впоследствии будут разработаны предложения по дальнейшему предоставлению льгот либо другому механизму предоставления бюджетной поддержки.