История фарфора началась в Китае и насчитывает несколько тысячелетий. В этом искусстве Китай опередил Европу на восемь столетий. В средние века европейцы оценивали китайский фарфор на вес золота. Женщины носили украшения из фарфора, а ювелиры выставляли фарфор в красивые оправы. Именно поэтому китайский фарфор принято называть «белым золотом». При этом на протяжении всего развития шла интенсивная работа по усовершенствованию качества и рисунка китайского фарфора, который отличается невероятной легкостью, белизной и тонкостью черепка.
Фарфор в древние времена
Для англоязычного населения фарфор и Китай обозначаются одним и тем же словом - "china". То есть история китайского фарфора неразрывно связана с историй государства.
Китайские источники относят изобретение фарфора к периоду Хань (206 г. до н. э. – 221 г. н. э.).
В Древнем Китае для изготовления посуды использовали нефрит, но это был очень трудоемкий и дорогой процесс. В течение долгих лет китайские мастера искали замену нефриту. Именно фарфор и выполнил эту роль.
На языке фарси слово «фарфор» означает «императорский»: только они могли позволить себе посуду, занимающую столь трудоемкий процесс. Так, для получения одного изделия, необходимо было не меньше 80 человек и специальная печь для обжига, ведь в отличие от обычной глины, обжигаемой при температуре 500-1150 градусов, настоящий фарфор обжигается при 1280.
Для производства фарфора использовалась специальная фарфоровая глина и «фарфоровый камень». Но не везде можно было добыть эти материалы, поэтому часто фарфор делали из порошка фарфорового камня, который хранили до этого несколько десятков лет. Примечательно и то, что технология производства фарфора в Китае хранилась в секрете, а разглашение тайны каралось смертной казнью.
Развитие китайского фарфора
Провинция Цзянси оказалась сокровищницей "фарфорового камня" - горной породы, состоящей из кварца и слюды.
Отделка эмалевыми красками стала применяться только в XVII веке - около 1700 года - и преобладала в первую очередь в зеленой цветовой гамме. Эти изделия называются "зеленое семейство". А к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство".
Высочайшего мастерства и совершенства технологии и формы китайский фарфор достиг при династии Сун (960-1279). В это время производство фарфора достигло огромных масштабов, в него было вовлечено тысячи людей. Печь вмещала в себя до 25000 изделий.
Этапы развития китайского фарфора обозначаются временем правящей династии. Во времена династия Сун китайский фарфор отличался тонкостью и прозрачностью, простотой и спокойствием, естественностью и нежностью.
В более поздний период Династии Мин (1369-1644) было освоено новое нанесение рисунка, когда жидкая фарфоровая масса накладывается под глазурь.
При следующей династии Цин, правящей до 1911 года, тонкость фарфора была сравнима с яичной скорлупой. Но в любой период китайский фарфор был уникальным и бесценным подарком для самых богатых вельмож как Китая, так и Европы.
В 19 веке китайский фарфор пришел в упадок. Современные фарфоровые изделия опираются на лучшие образцы старинного китайского фарфора. Коллекционеры отдают свои предпочтения главным обра особо ценному антикварному китайскому фарфору, немало великолепных изделий из него нашли свое место в обширных коллекциях керамики Пола Гетти, Дж. Пирпонта Моргана, Уильяма Баррела, Ричарда Уоллеса.
Сюжеты
Основные мотивы росписи китайского фарфора - разнообразные цветы (пионы, хризантемы, традиционный лотос), ветки сосен, птицы и звери, драконы.
Нередко можно встретить пейзажные мотивы. Они сильно отличаются от европейского образца. Особенность состоит в том, что китайский художник пишет не с натуры, а творчески перерабатывает свои впечатления, подчиняет их своей композиции. Для него пейзаж - не кусочек видимой природы, а синтез всей природы. В китайских пейзажах нет реалистичности, зато есть философская глубина и стремление к самопознанию.
В Китае для императора рисовали особенные картины на чайном сервизе – в красных тонах узоры укрепляли здоровье, если императору нужен был душевный покой – наливали чай в чашки с голубым узором, изображение соловья на ветке должно было подарить хорошее настроение, а цветущие ветки— продлить молодость царственных особ.