Чиновники определились с основными чертами обновленного закона «О госзакупках». Минэкономразвития представило пояснительную записку к законопроекту о Федеральной контрактной системе. По мнению ведомства необходимо ввести уголовную ответственность в отношении чиновников, которые нарушает нормы закона о госзакупках.
Цитата из пояснительной записки к законопроекту:
- Законопроект предусматривает наказание для заказчиков за неисполнение требований закона и нарушение конкуренции вплоть до дисквалификации и увольнения, административного и уголовного преследования. Все существенные действия заказчиков публикуются, заказчики несут персональную ответственность за свои действия на всех стадиях осуществления государственных закупок.
«Мы понимаем, что взятки были, есть и будут. Пока существует возможность решить вопрос проще взятки будут брать и давать. Посмотрите, кому идут откаты — тем же чиновникам. Разбираться надо не с 94-ФЗ, не с бизнесом, а с чиновниками, которые берут взятки», - говорит Сергей Зюзин, менеджер компании «Теплоэнергомонтаж».
Напомним, что высшее руководство страны решило пересмотреть закон о госзакупках после того, как стало известно о масштабах практикующихся откатов в этой сфере. Сумма составила 32,1 миллиарда долларов.
Николай Исупов, генеральный директор компании «Арсо»: «Почва для коррупции имеется там, где есть централизованное распределение. И где оно больше, там больше условий для коррупции, на мой взгляд. Коррупционная составляющая обязательно может присутствовать там, где есть возможность включить завышенную стоимость строительства и иметь сговор с подрядчиком. Но такое возможно только на самом верхнем уровне. И навести в этом деле порядок очень просто. Да он, в принципе, и существует. Это должная экспертиза проекта. А почему она не делается? Вот эти факторы надо включить в закон. На нашем региональном уровне среди подрядных организаций были условия для сговоров. Когда перешли на электронные торги этих условий не стало».
На сегодняшней пресс-конференции Эльвира Набиуллина, глава Минрегионразвития России, заявила, что концентрация только на конечной цене работ ставит под угрозу качество. Напомним, что об этой проблеме кировские строители уже не раз заявляли. «Все торги сводятся к критерию - «наименьшая цена». Соответственно, «экономим» на качестве работ или материалов. Более того, существующие процедуры позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с очень низкой квалификацией, не способных обеспечить должное качество выполняемых работ, материалов. Или хуже всего фирмы-однодневки. Всё это аукнется в будущем. Кто за это будет держать ответ?», - подчеркнул Сергей Семенихин, директор компании "Престижстрой".
Эльвира Набиуллина пояснила, что в новом законопроекте прописано большее количество процедур при госзакупках. Так, кроме аукциона, это открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и закупки из единственного источника. По мнению чиновника, именно это положительно скажется на качестве заказываемых работ.
Отметим, что над обновлением 94ФЗ работал не только Минэкономразвития, но и антимонопольная служба. Предложения ФАС сводятся к тому, что систему 94-го федерального закона необходимо совершенствовать. При этом совершенно не следует отменять то, что было достигнуто посредством реализации данного федерального закона.
«Наиболее интересными предложениями является полный уход от системы запроса котировок к электронным торгам, создание системы расторжения договоров и контрактов в «коротком» административном порядке, введение специфичных требований и правил в отношении различных отраслей закупок, ужесточение реестра недобросовестных поставщиков, нормативное закрепление обязательности публичного долгосрочного планирования закупок и системы контроля исполнения контрактов», - пояснил Артем Молчанов, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области.
Впрочем, Минэкономразвития и антимонопольная служба до сих пор не пришли к единому мнению: как же должен работать обновленный закон. Например, министерство предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры. Однако антимонопольщики в ответ на это заявляют, что это лишь приведет к развитию коррупции.
Для справки
Сейчас, по оценке ФАС, порядка 50% госзаказа проходит через электронные аукционы. Это в первую очередь строительство, закупка горючего, медтехники, лекарств и канцтоваров.