Произведения науки, литературы и искусства охраняются авторским правом. Автор – это создатель этих произведений. Те, кто использует плоды умственной работы без разрешения автора или правообладателя, производят контрафакт (от лат. contrafactio — подделка). Любое воспроизведение авторского материала без согласия автора запрещено законодательством. Таким образом, нарушение авторского права и есть контрафакт.
В каждом товаре можно одновременно найти несколько объектов интеллектуальной собственности, будь то техническое решение, форма, торговая марка и др. Контрафактной будет считаться продукция, которая используется с нарушением прав на любой содержащийся в ней объект права интеллектуальной собственности.
Охраняет закон
Авторское право регулирует правоотношения в области интеллектуальной собственности: создание, использование, издание, показ, копирование, распространение. В России авторское право регулируется Гражданским кодексом. Согласно закону, авторское право можно определить как совокупность признаваемых обществом и закрепленных в законе полномочий создателей произведений науки, литературы и искусства в отношении таких произведений. При этом законом охраняется только те произведения (или их части), которые являются результатом творческой деятельности.
Виты контрафакта
1. Практически в каждом виде товаров возможно использование обозначений, сходных с зарегистрированными торговыми марками.
2. Предметы, в которых главное дизайн и внешний облик, часто становятся «прототипами» подделок. В данном случае идет речь о незаконном использовании дизайнерских решений.
3. Незаконное копирование и распространение аудио и видео продукции, компьютерных программ и книг принято называть «пиратством».
4. Использование готовых технических решений также является незаконным.
Не всегда контрафактная продукция уступает по качеству оригинальной авторской версии. Например, когда издательство выпускает больший тираж, продукт ничем не отличается от оригинального «лицензионного».Миф о контрафакте как о товарах низкого качества развеивается и тогда, когда, например, одежда создается с использованием украденного дизайна, но изготавливается из более высококачественных тканей.
Контрафакт в мировом масштабе набирает обороты с каждым годом. Убытки от него составляют стоимость нереализованного оригинального товара, стоимость внедрения на рынок нового товара, убытки от ущерба репутации компании.
Поэтому планирование защиты объектов интеллектуальной собственности должно быть таким же неотъемлемым элементом маркетинговой программы, как и рекламная стратегия. Иначе фальсификаторы получают бесплатный маркетинг за счет правовладельца.
Умышленное присвоение авторства чужого произведения науки, искусства, литературы, изобретений принято называть плагиатом. Плагиат влечет за собой юридическую ответственность, так как нарушает авторско-правовое и патентное законодательство. Иногда бывает трудно доказать, является ли продукт интеллектуальной собственности плагиатом. Но принято считать, что понятие плагиата распространяется только на оформление идеи, на подачу материала.
Производители с каждым годом придумывают всё более сложные и надежные способы защиты своего товара от подделки. Например, технология радиометок позволяет отслеживать поставки и движения товаров. Коробки и ящики с товаром маркируются специальными чипами, сигналы которых подтверждают подлинность продукции.
Photo by Dariusz Sankowski on Unsplash