В последнее время в средствах массовой информации мы часто сталкиваемся с понятием "толерантность". Что оно обозначает? Касается ли его значение нашей жизни?
Толерантность - это терпимость к чужому образу жизни и поведению. Ведь все люди, живущие на Земле, достойны любви и понимания, независимо от особенностей внешнего вида, интеллектуальных возможностей.
С каждым годом индустрия нашей страны развивается все интенсивнее: с одной стороны улучшение условий жизни с точки зрения технического прогресса, с другой - ухудшение экологической обстановки и снижение устойчивости к стрессам у населения.
Такие условия жизни являются одной из причин рождения детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети с нарушениями слуха, дети с тяжелыми речевыми нарушениями, умственно отсталые дети, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми соматическими и психическими заболеваниями.
Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их ребенок не такой, как остальные дети.
Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребенка, его воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.
Родителям "обычных" детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастного случая, неизличимой болезни, пьяного водителя, взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь. Например, певица Диана Гурцкая родилась слепой, а Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в трехлетнем возрасте. Великий русский писатель Достоевский страдал эпилепсией.
На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще всего, родители пытаются отгородить своего ребенка от общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ними ними отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с ребенком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и терпимее к недостаткам других.
Каждый имеет право на полноценно прожитое детство.
Вот с такими рассуждениями я и отправилась на интервью к и. В этом учреждении Ирина Анатольевна работает с 2009 года. К должности директора приступила в этом году. В 1995 году она решила сменить промышленную сферу на социальную. Тогда она и поняла, что надо переучиваться. А чтобы стать педагогом, не обязательно иметь специальное образование, главное, чтобы у человека было желание и призвание.
Скажите пожалуйста, с какого года существует центр?
Он был создан в ноябре в 1993 года по решению городской администрации. Сначала был детский сад для детей с ограниченными возможностями.
Какие проблемы чаще всего встречаются у детей?
Если говорить о том, каких детей мы принимаем по здоровью, то ограничения есть. Детей с бронхиальной астмой, эпилепсией, заболеваниями сердца, онкологией мы не принимаем. А детей со всеми неврологическими заболеваниями, например, с заболеваниями психического развития, эпилепсией в стадии ремиссии, умственной отсталостью (но желательно детей, которые обучаемы в школе, у которых развитие не совсем на низком уровне. Чтобы этот ребенок смог в будущем выполнять какую-нибудь работу), мы принимаем. Кроме того, мы принимаем детей со всеми видами сколиоза, ДЦП, паралича, заболеваниями органов слуха, зрения. Детский церебральный паралич, к сожалению, очень распространен не только в России, но и в мире. В прошлом году я была на конференции в Москве, где выяснила, что один из факторов появления этого заболевания — рождение недоношенного ребенка. Поэтому профилактику среди молодых семей нужно проводить на государственном уровне. Здоровье детей начинается с родителей. Все-таки родительство - это ответственный момент в жизни людей. Необходимо понимать, что вы даете жизнь другому человеку.
Я считаю, что необходимо проводить форумы, конференции, круглые столы, где молодежи и студентам будут рассказывать о ценности здоровья.
Ирина Анатольевна, не могу не спросить Вас о новости, которая взорвала кировскую общественность. Не так давно психолог коррекционного сада №119 «Полянка» города Кирова выложила в интернет видеозапись с «секс-экскурсией» по воспитательному учреждению, проведенной для своего друга. В своем монологе девушка называет детей «дебилами», рассказывает, где лучше заниматься сексом и оскорбительно отзывается о коллегах . Что Вы думаете об этом?
У меня в голове просто не укладывается, как человек, психолог, который работает в детском учреждении, может так относиться к своей работе. Какое она право имела так охарактеризовать детей, которые вообще ни в чем не виноваты? Я знаю, что есть родители, которые халатно относятся к своему здоровью, а есть и те, которые берегут его. Но никто не застрахован от любого заболевания! Не стоит забывать о том, что болезни передаются на генетическом уровне, да и жизнь полна всяких потрясений. Я понимаю, что руководителю учреждения тяжело переносить эту ситуацию.
Как бы ни просила эта девушка прощения, я скажу, что она была в здравом уме, когда говорила все эти гадости в адрес детей и коллег. Я никакого оправдания и прощения не вижу.
Этот человек не может работать в таких учреждениях. Она психолог, прошедший специальное обучение, должна профессионально помогать ребенку. Меня инцидент возмущает до предела. Я бы такого человека сразу уволила.
Может стоит проводить жесткий отбор на такие должности?
Трудно сказать, стоит ли проводить жесткий отбор. Я понимаю, что в этой сфере зарплата не такая, как хотелось бы. В нашем учреждении работают профессионалы, которые совмещают две работы. Я не исключаю и той вероятности, что, например, психолог, чтобы снять напряжение, может выполнить какую-нибудь физическую работу. Если у нее была маленькая зарплата, она бы нашла выход. "Выгорание" в работе происходит всегда, вне зависимости от должности, но нужно, чтобы прошло время. А то, что она в своем возрасте дает такую характеристику детям, с которыми работает, трудно понять. Если ей что-то не нравится, то можно уйти и найти место более подходящее. Я поняла бы, если бы она была в состоянии алкогольного опьянения, или у нее были бы проблемы в умственном развитии. Но она была в трезвом уме, а у меня к таким людям нет и не будет сострадания! За свои слова надо отвечать, а ведь ее никто не заставлял и не принуждал. Что она хотела этим заработать? Может я жестко говорю, но я так считаю.
Сейчас стало модно помогать детским домам, а вашему центру помогают?
Слово «модно» не совсем правильно. Благотворительность существует со временем Петра I. Просто сейчас стали больше говорить об этом. Иногда очень трудно просить о помощи. Желание помочь у человека возникает, в зависимости от настроения и возможностей. Бизнесменов понять можно, кто-то поднимал свое дело и создавал организацию без посторонней помощи. Мне кажется, что с детства надо вырабатывать у детей желание помочь ближнему и нуждающемуся. Все начинается с детства. Если ребенок растет в любви и видит как родители проявляют чувство сострадания, я уверена, что жестоким он не будет.
Семья закладывает нравственные основы и моральные ценности. Но слишком добрым быть тоже нельзя, должна быть какая-то золотая середина.
У вас наверное большое и доброе сердце?
Не знаю, какое оно по размерам (смеется), но в последнее время стало беспокоить.