Александр АНИСИМОВ: «Гражданское общество наступит тогда, когда люди сами начнут контролировать, на что потратили бюджетные деньги»

О нелегальном бизнесе и связи налогов с гражданской позицией - в интервью с Александром Анисимовым, заместителем руководителя Федеральной налоговой службы России по Кировской области.

О нелегальном бизнесе и связи налогов с гражданской позицией - в интервью с Александром Анисимовым, заместителем руководителя Федеральной налоговой службы России по Кировской области.

Об отношении к «налоговой»

Нас, налоговую службу, нигде не любят, потому что мы не раздаем, а собираем деньги, говорят даже, что мы «кошмарим» бизнес и так далее. А мы, по сути, сервисная служба. И я этому рад. Я уверен, что нашим сотрудникам даже легче станет работать, если нас будут воспринимать именно так. Люди, наконец, поймут, что мы служим для народа, оказываем ему услуги по уплате налогов. Все обязаны платить налоги. А как это делать? Если кто-то не знает, значит, этим должна заниматься определенная служба.

Лично меня «задевает», когда говорят, что налоговая «кошмарит» бизнес. «Задевает» почему? Во-первых, мы проверяем не более 1,5 % организаций в год. А предпринимателей мы проверяем и того меньше — всего 0,5 %. Вот, в прошлом году мы проверили всего 171 предпринимателя из 43 тысяч. Есть ли основания говорить о «закошмаривании»? При этом мы доначислили порядка 110 миллионов рублей. Мы выбрали тех, кто действительно уклоняется от налогов, и, таким образом, выполнили свою обязанность. Мы просто должны это делать, нам за это платят зарплату - за то, чтобы были деньги в бюджете для врачей, учителей и так далее. Во-вторых, у нас нет такой задачи - проверять всех. 43 тысячи предпринимателей и еще приблизительно столько же юридических лиц мы просто физически не сможем охватить выездными проверками.

Бизнес сам попросил

На недавнем форуме «Предпринимательство на Вятке», я считаю, произошло историческое событие. Сами предприниматели заявили, что государству необходимо принять меры, чтобы нелегальным бизнесом заниматься было невозможно. То есть нам (государственным контролирующим органам) бизнес сам сказал, что мы должны усилить контроль за «нелегалами».

Но мы и так работаем с самозанятым населением, привлекаем людей к регистрации бизнеса. Если раньше, в 90-х годах, нас было больше по численности, и мы вплотную занимались теми, кто торгует на улицах, то сейчас ситуация изменилась: коммерсанты уже все состоят на налоговом учете. Нелегальным бизнесом занимаются, в основном, как прозвучало на форуме, те, кто предоставляет различные услуги - строители-шабашники, ремонтники и др. Нет у нас таких сил, чтобы мы могли проверить весь бизнес, включая «нелегалов». По сигналам о нелегальных предпринимателях мы всегда меры принимаем. Но в каждый дом и каждую квартиру нам людей не направить. Вот 12 июля в № 100 газеты «Комсомольская правда» вышло интервью губернатора Кировской области Никиты Юрьевича Белых. В своем выступлении Никита Юрьевич упомянул, что вопреки разговорам о сокращении чиновников в Кировской области штат налоговиков продолжает расти. УФНС России по Кировской области по этому вопросу может сообщить, что, скажем, в 1998 году на территории области работали 44 налоговых инспекций с численностью 2356 единиц. Но начиная с этого времени шло постоянное сокращение численности работников налоговых органов Кировской области. Численность сотрудников налоговых органов Кировской области за последние 12 лет сократилась на 584 единицы или на 25 %. Сокращение на этом не закончено: на 01.01.2012 запланировано сокращение 95 единиц, а на 01.01.2013 налоговые органы уменьшатся еще на 190 единиц.

Нас по области менее 1700 человек. При этом контрольной работой занимается лишь треть. А выездным контролем из них занимается всего 300 человек. 

Рычаги воздействия

Мы не говорим, что мы не должны заниматься контролем за нелегальным бизнесом. Но уровень нашего контроля зависит от тех рычагов, которыми мы обладаем. Если по зарегистрированному бизнесу нам дали достаточное их количество, то по нелегальному их практически нет.

Зарегистрированные предприниматели должны отчитываться. Если они этого не делают, значит, мы привлекаем их к ответственности. Если они получили какой-то доход, но не заплатили налог, то мы их будем привлекать к уплате этого налога. Мы можем приостановить операции по расчетному счету, можем работать через службу судебных приставов и так далее.

По незарегистрированному бизнесу у нас мало рычагов. Согласно Гражданскому кодексу занятие предпринимательской деятельностью — это систематическое занятие деятельностью, направленное на получение прибыли. То есть нужно еще доказать, что человек неоднократно получал деньги за свой труд. И даже если мы зафиксируем такой факт, все, что мы можем в связи с этим сделать – это составить протокол и направить его в суд. В суде его рассматривают и могут наложить штраф от 500 до 2000 рублей.

Тем, кто еще не зарегистрирован, можно взять, например, патент. Сейчас его чаще берут те, кто ремонтирует телевизоры и холодильники. Сумма совсем небольшая, и не нужно сдавать отчетность. Просто заплатил, и у тебя на руках есть документ, который подтверждает, ты чист перед законом. Патент можно взять даже на один месяц.

Об уклонении от налогов

По закону, зарегистрированные предприниматели подают декларацию, где указывают, допустим, что заработали 500 тысяч рублей, 300 тысяч ушло на расходы, а 200 тысяч – чистый доход. С этих 200 тысяч человек заплатил 13% и чист перед законом. На такой общепринятой системе налогообложения у нас осталось порядка 8,5 тысячи из 43 тысяч предпринимателей. Из них 78% (6700 предпринимателей) показывают в декларации «0». То есть зарегистрированный предприниматель, который каждый месяц платит страховые взносы, говорит, что заработал "0". Какая здесь логика? Какой вывод должна сделать налоговая, кроме того, что он скрывает доходы? Я допускаю, что можно получить «ноль» чистого дохода. Когда бизнесмен принял неэффективные решения или прошел обвал рынка, то предприниматель может вообще в убыток уйти. Это понятно. Есть, конечно, разумный вывод: я зарегистрированный предприниматель, но не работаю и хочу пенсию получить. Но для этого есть накопительное добровольное страхование, страховые взносы на пенсионные накопления платить можно и без регистрации.

В Россию — американскую систему налогообложения?

На том же майском форуме «Предпринимательство на Вятке» сами предприниматели привели в пример американскую налоговую службу и американское отношение к налогам. Там все платят налоги. А почему они это делают? В Америке декларацию о доходах обязаны подавать абсолютно все. К примеру, человек получил доход 50 тысяч долларов за год, но в налоговой службе имеются сведения, что покупки он совершил на 250 тысяч долларов. Разница сокрытых доходов 200 тысяч. Сразу же или штраф, или тюрьма без разговоров. Значит, ты - преступник, 200 тысяч скрыл от государства и должен сидеть в тюрьме или получишь такой штраф, что будешь еще 5 лет его отрабатывать.

Несколько десятков лет американцы шли к этому. Хотя декларирование у них было всегда. А начиналось у них так же, как и у нас: у меня за прошлые пять лет были доходы или мне бабушка дала. На такое заявление американская бабушка должна представить налоговую декларацию, а американская налоговая смотрит, указала ли бабушка в декларации доход в 200 тысяч. Если да, то все в порядке. Если нет, то американская бабушка будет сидеть в тюрьме. Но вот уже много лет подряд все, в том числе и американские бабушки, обязательно декларируют доходы. Зафиксировано в базе налоговой и то, что человек заработал в прошлые годы. И кивать на «богатую бабушку» уже не получится.

Противостояние государство — бизнес

Пока не перестанут бизнес и государство «перетыкиваться», ни к чему мы не придем. Почему шабашники не регистрируются? Они говорят: «А что нам дает государство? Заплачу я эти налоги, и что? Садик мне не дают, цены все выше и выше, в поликлинику попасть не могу...». Государство говорит, что обеспечивает граждан в том объеме, в каком есть деньги в бюджете. Чтобы пенсию повысить, надо вам, уважаемый бизнес, добавить налогов. И пока это противостояние будет, то ничего хорошего не случится.

Вот сейчас предприниматели заявили о своем желании противодействовать нелегальному бизнесу. Хорошо, выдвигайте законодательные инициативы, меняйте систему в рамках правового поля. Тогда бизнес сможет спросить с власти: что вы сделали, чтобы снизить количество «нелегалов»? А если в бюджет поступили дополнительные доходы, контролируйте их расходы.

Тогда уже сформируется то, о чем все говорят. В том числе, и наш губернатор, который говорит: «Давайте строить гражданское общество. Оно не должно быть патерналистски настроено». То есть не должно ждать полной опеки от государства.

О повышении налогов

Не так давно предприниматели по всей России объявляли забастовку по поводу повышения страховых взносов. А если не бороться с нелегальным бизнесом, то у государства денег не будет. Что делать государству, чтобы больше денег было в казне, чтобы пенсию увеличивали, чтобы люди достойно жили? Получается, что надо больше собрать налогов. Как быть, если этих людей, которые должны платить, становится все меньше и меньше? Сейчас многие «уходят в тень» от налогообложения различными способами. А зарегистрированный бизнес, который должен быть публичным и работать цивилизованно, из-за этого экономически проигрывает перед теми, кто не платит налоги.

Кстати, нелегалы были всегда. Они есть и на западе. Но раз нужно с ними бороться, и нам бизнес говорит об этом, то путь только один. Незачем новое придумывать, когда есть отработанные веками методы, используемые западной, в том числе, американской налоговой системой. Когда нас, плательщиков, будет больше, то и с каждого, соответственно, можно будет взять меньше. Но получится это только тогда, когда система будет справедливой и понятной.

Похожие материалы по теме