Прошло время. С госэкзаменом постепенно смирились, как с неизбежностью, и даже стали видеть в нем свои плюсы. На ребят, которые первыми сдавали ЕГЭ на 100 баллов, поначалу смотрели, как на нонсенс, но потом к таким выдающимся результатам стали потихоньку привыкать.
А что думает об экзамене человек, который каждый год оправдывает ожидания тысяч кировских школьников? Знакомьтесь наш гость - Николай Шалагинов, директор областного государственного учреждения "Центр оценки качества образования". По словам Николая Леонидовича, изначально, к педагогике и образованию он не имел никакого отношения. Образование получил в Кировском политехническом институте.
Николай Леонидович, спасибо, что согласились на встречу. Все- таки не могу вас не спросить о предварительных результатах.
Основной этап ЕГЭ-2011 завершился. В едином госэкзамене приняли участие 7438 человек. Сдача ЕГЭ была организована в 115 пунктах проведения экзамена. Всего было проведено более 25 тыс. человеко/экзаменов по 14 общеобразовательным предметам.
Наиболее востребованными предметами по выбору в 2011 г., как и в прошлом, стали обществознание (его сдавали 4054 человек), физика (1555) и история России (1398 человек), биология (1381 человек). 44 человека сдали экзамены на максимально высокий балл – 100 (из них двое – выпускники прошлых лет). Наибольшее число стобалльников – по русскому языку (36 человек), четверо выпускников на 100 баллов сдали ЕГЭ по химии, двое – по физике, по одному человеку получили высшую оценку по математике и – впервые в регионе – по географии. В то же время, 47 выпускников общеобразовательных школ в 2011 г. останутся без аттестата о среднем образовании: 15 человек не смогли сдать оба обязательных экзамена, а 32 не справились с одним из них.
Сдача единого госэкзамена в этом году проходила в достаточно напряжённой обстановке в связи с нарушениями, зафиксированными в различных городах страны. При этом в Кировской области не было допущено серьёзных нарушений в процедуре проведения ЕГЭ, в рамках установленных правил действовали и выпускники, и педагоги.
Лишь пять человек были удалены с экзаменов за то, что имели при себе мобильные телефоны.
К слову, эти выпускники всё равно получат аттестаты, так как нарушили правила на экзаменах по выбору, результаты которых не влияют на получение документа об образовании.
Правда ли, что ЕГЭ становится год от года сложнее?
ЕГЭ как процедура итоговой аттестации, конечно, не является идеальной. Она из года в год совершенствуется как технологически, так и с точки зрения содержания самих заданий. Отменена часть «А» в ЕГЭ по литературе и математике. Буквально недавно на портале ЕГЭ появилась информация, посвящённая КИМам по обществознанию: в прессу просочилась информация о том, что там не совсем корректные задания. После этого профессиональное сообщество проанализировало КИМы этого года и выяснило, что они соответствуют школьному курсу. Да, вносятся изменения в КИМы, но только с той точки зрения, чтобы задания были корректными, вопросы были однозначными, и чтобы не было возможности интерпретировать их по-разному. Только с этой точки зрения. Если говорить об организации ЕГЭ в пунктах проведения экзамена и работе различных комиссий: все изменения направлены на то, чтобы сделать эту процедуру наиболее прозрачной, чтобы общественность могла контролировать, что всё делается честно. Институт общественного наблюдения как раз на это направлен.
Как вы считаете, в должной ли мере ЕГЭ позволяет контролировать знания? И второй вопрос - о коррупции: насколько новая система позволяет ограничить, уменьшить или вовсе ликвидировать ее в школе?
Замысел ЕГЭ не является новым. Независимое тестирование знаний учеников проводится во многих развитых странах. Почему независимое? Потому что неправильно, чтобы один и тот же человек учил и проверял знания. Это всегда будет субъективной оценкой. Даже если отношения будут совершенно прозрачными, никто ничего платить не будет и т.д. Но сама по себе идея, что кто учит, тот и принимает экзамены – она неправильная. Она была приемлема на определенной стадии развития образования. Сейчас она стала неприемлемой.
Единый государственный экзамен становится действенным средством от коррупции после того, как он проходит определенный период апробации, входит в жизнь.
Если мы хотим избавиться от коррупции, то при этом должны понимать, что ЕГЭ является только одним из необходимых условий для преодоления или существенного сокращения коррупции в образовании, но в тоже время одного ЕГЭ недостаточно для ее окончательного устранения. Теперь о качестве знаний. ЕГЭ не предназначен для того, чтобы повышать качество знаний. Он проверяет знания.
А вы сами пробовали сдать ЕГЭ по информатике?
Честно признаюсь, что не пробовал. Я не исключаю того момента, что когда-нибудь созрею для этого. С уверенностью могу сказать, что задания я просматривал, и они мне показались довольно интересными, особенно с практической точки зрения. В некоторых заданиях школьнику нужно подключить не только свои знания, но и умения. Кстати, много ребят допускают ошибки от отсутствия практического опыта. Но все задания решаемы. Кстати, в прошлом году в городе Кирово-Чепецк учитель русского языка и литературы сдала ЕГЭ на сто баллов. Она решила показать, что, если у человека есть знания, то он все сделает без труда.
Вы помните как вы сдавали экзамены и свое первое волнение?
Я помню, как сдавал, и как принимал. Кстати, когда принимаешь экзамен, волнуешься не меньше. Когда ты вкадываешь в ребенка свою душу, ты переживаешь за него всем сердцем. А в вузе, особенно на старших курсах, волнения не было. Потому, что я знал, что иду на экзамен, имея за спиной не только знания, но и практический опыт.
Это как ПДД: их можно вызубрить, но любая ситуация вне вопросов поставит вас в тупик. Нужно постараться понять любую задачу и решение придет само. Также происходит и у детей, в родной школе сдавать проще.
Если бы у вас была возможность вернуться в школьные годы, какие бы предметы вы выбрали?
Математика, химия, физика. Русский язык мне бы пришлось сдавать, хотя в школе я этот предмет не любил. Скажу честно, в школе у меня было три четверки: по русскому языку, литературе и немецкому. А остальные- все пятерки. Еще мне очень нравится география, с детства интересуюсь другими городами и странами.
Что для вас образование?
Уровень самосознания, понимание ситуации, возможность применения своих способностей. Чтобы те знания, которые есть в голове, человек смог применить и в жизни, а не ходить и по факту говорить о том, что у него три высших образования.
Вы можете себя назвать трудоголиком?
Наверное, да. Самое плодотворное время с часу ночи до трех. Именно в это время ко мне приходит озарение, но это не значит, что в течение дня я пассивен. Каждый день для меня обозначен какими-то задачами. Например, пришли результаты экзамена по какому-нибудь предмету в пять часов вечера, а это конец рабочего дня. В области у нас живут семь тысяч выпускников, которые ждут результатов как "манны небесной". Человеку приходится задержаться, чтобы вовремя и в срок выполнить свой долг.
Вы любите читать?
Для души я предпочитаю произведения детективного жанра. У меня большой список авторов. К сожалению, читать времени нет.