В России коучинг приобрел популярность не так давно. Это течение идет из Америки. Там как направление бизнеса он уступил по темпам роста только телекоммуникационному сектору. В нашей же стране коучингу сначала обучились те компании, кто выходил на международный зарубежный рынок. Сейчас пришло время и для тех, кто работает непосредственно внутри России-матушки.
Коучинг — это искусство создания — с помощью беседы и поведения — среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.
Кадры решают все
Многие сейчас спросят: «А для чего нужен этот коучинг?». Ответ прост. Каждая компания стремится заработать как можно больше. А коучинг ей в этом успешно помогает.
Впрочем, на этот вопрос за нас уже ответили эксперты. По их словам, любая компания стремится стать лидером, а для этого нужно постоянно осваивать новые ниши, создавать новые проекты и продвигать новые идеи. Ведь в результате фирма будет больше зарабатывать. Желают этого все. Ну, а чтобы все это воплотить в жизнь, нужна не только техническая оснащенность и эффективность организационной структуры, правда? Здесь требуются потенциал и возможности людей. Не секрет, что двигатель для компании — это ее сотрудник. Как говорится, «кадры решают все». Вот только потенциал требуется раскрыть. Это - непростая работа.
Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.
Откуда взялся коучинг? Интересно, что изначально коучинг помогал тренировать спортсменов. Тренерам необходимо настроить своих подопечных так, чтобы у них был стимул расти и развиваться, добиваться все лучших результатов. Причем, делал бы это целенаправлено. А в бизнес-жизнь пришел только потом.
Как раз в связи с этим у коучинга есть и множество направлений. Из основных можно выделить три. Это карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности.
Родоначальники коучинга:
У. Тимоти Голви (W. Timothy Gallwey) — автор концепции Внутренней Игры, лежащей в основе коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя Игра в Теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 году.
Джон Уитмор (John Whitmore) — Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.
Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille. сom.
Кстати, спортивные методики коучинга ориентируются не только на максимальное раскрытие внутреннего потенциала человека. Здесь основную роль играет консультирование, одним из направлений которого и является коучинг.
Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.
В бизнес-жизни коучинг бывает как инивидуальный, так и корпоративный, то есть групповой. А вот по наличию директивности он подразделяется на директивный и не директивный. Есть здесь место и для различных форматов. Различаются очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга.
Но самые главные подразделения коучинга - вид консультирования и стиль управления.
В принципе, это можно назвать эволюцией самого движения. Сначала коучинг использовали как просто совет и консультирование, а затем это превратилось собственно в управление. Впрочем, сейчас эти два направления существуют самостоятельно.
Как работает коучинг, или За помощью обратись к старшему товарищу
Такой призыв вполне можно назвать советским. Вот только сам по себе принцип оказывается полезным в бизнесе и искусстве зарабатывать деньги. Совет и помощь друга многим облегчили жизнь. Но, по большей части, к такому методы мы прибегаем только в эскстренных случаях. Почему бы не использовать его чаще?
Предлагаю сначала рассмотреть коучинг, как вид консультации. Кстати, бизнес-коучинг (решение деловых задач) и лайф-коучинг (решение личных задач) относится как раз к этой большой группе. Изначально может быть непонятно, зачем же проводить подобное деление. Но в заграничном мире, откуда и пришел коучинг, не принято смешивать личные отношения и бизнес. Собственно говоря, это серия бесед (коуч-сессий). Именно на них выявится основная проблема и будут выбираться пути решения.
Секрет в том, что у человека уже есть решение, причем самое лучшее, просто он сам его увидеть и осознать не может. В этом и поможет наставник, имя которому коуч.
Терминология:
Коуч (англ. Coach) — специалист, проводящий коучинг.
Клиент — человек или организация, заказывающая услуги коучинга. В терминологии, используемой британскими коучами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.
Сессия — особым образом структурированная беседа коуча с клиентом/игроком.
Формат коучинга — это способ взаимодействия между клиентом и коучем в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.
Представьте себе: при первой встрече коуч и клиент заключают контракт, то есть подробно оговаривают все аспекты дальнейшего сотрудничества. Затем на коуч-сессиях (очных или заочных) рассматриваются интересующие клиента темы. Коуч задаёт вопросы и слушает клиента, а клиент на эти вопросы отвечает. Естественно, что вопросы задаются не произвольно, а по определённой методике, которая позволяет клиенту в процессе сессии найти ответ на интересующий его вопрос, найти решение задачи, которую он сам перед собой поставил.
Обратите внимание! Ответы на ваши вопросы будет находить не коуч. Его задача лишь подтолкнуть человека к правильному пути, сделать так, чтобы он сам обо всем догадался. Можно сказать, что коуч в этом случае играет роль своего рода зеркала для ума клиента. Без зеркала обойтись, конечно, можно, но с зеркалом всё же гораздо удобнее.
Эксперты утверждают, что такой подход поможет тем, кто хочет измениться (но не решается, не знает с чего начать), кто хочет достичь больших результатов в бизнесе и в жизни. Если человек чувствует, что уже настало время для того, чтобы ступить на следующую ступень, чувствует в себе силы и желания, то коучинг может сделать решающий толчок. Причем, нет такой сферы, где коучинг был бы бесполезен.
Чем отличается коучинг от консалтинга?
Принципиальных различий у этих двух понятий нет. Просто коучинг – это следующая за консалтингом ступень. Согласно алгоритму бизнес-консалтинга, есть проблема, есть цель, а консультант – специалист в этой области - дает рекомендации, как достичь этой цели. Бизнес-консультант не касается личностей, вовлеченных в процесс, он решает конкретную бизнес-задачу, существующую на данном этапе. Коуч, в отличие от него, охватывает весь «треугольник»: «цель», «стратегия» и «человек». Особенно важно, чтобы человек при содействии коуча сам создавал перспективу и действовал самостоятельно.
Управлять с коучингом?
И второе направление коучинга — это собственно управление. В основном, в компаниях используют директивный стиль управления. Коучинг же его альтернатива. Директивный стиль управления уже изжил себя и не попадает в рамки современного предпринимательства. Именно поэтому сейчас многие руководители отправляются на курсы учиться коучингу. Правда, есть фирмы, где это коснулось не только топ-менеджмента, но и всех сотрудников.
Впрочем, никто не утверждает, что всем пора отказаться от привычной жизни и переходить на коучинг. Решайте сами, нужно вам это или нет. Ведь при желании и большом жизненном опыте каждый самостоятельно может стать коучем и раздавать грамотные вопросы.
Коучинг - это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.
Отметим, что совсем нет нужды каждому из них становиться профессиональным коучем. Важно понять навыки и инструменты коучинга и научиться этим пользоваться. Чаще всего в качестве коуча выступает, руководитель – это естественно. Но эту же роль вполне может играть любой сотрудник компании, обладающий необходимыми для коучинга знаниями и навыками.
Компания, использующая коучинг как стиль управления, тратит гораздо меньше времени на инструктажи и раздачу указаний. Ведь для того, чтобы понятно стало каждому, достаточно пары вопросов, заданных в нужное время и в нужном месте. Как раз к этому и сводится методика коучинга. Очень важно, что в этом случае сотрудник не просто слепо выполняет полученные указания, а самостоятельно находит оптимальный вариант решения поставленной задачи, который полностью соответствует требованиям руководства.
Как показывает практика, такой стиль управления значительно повышает эффективность работы как отдельных сотрудников, так и команд, позволяет наиболее полно раскрыться их внутреннему потенциалу, повышает мотивацию сотрудников. И, конечно же, существенно экономит такой бесценный ресурс, как время.
Чем помогает коучинг?
С его помощью руководители компаний лучше подготовлены к трудностям, с которыми может столкнуться предприятие. Кроме того, в процессе разрабатываются и видение, и миссия, и стратегия, и цели организации, которые понятны сотрудникам на всех уровнях компании. И самое главное, что команда топ-менеджеров приняла участие в донесении до подчиненных смысла видения, миссии, стратегии компании и программы корпоративного поведения.
Удачные примеры коучинга
Рассказывает один из коучей: «Одна из моих клиенток пришла с целью – стать менеджером года в крупной компании. За три сессии был получен результат, но не тот, которого она ожидала. В коучинге есть термин «поддерживающая структура». Создав такую структуру, мы запускаем мощный механизм, который «тянет» человека к цели. В нашем случае эту функцию выполнили сотрудники отдела новых разработок. Присоединившись к их группе, она предложила открыть внутри компании новое направление и возглавила его. В результате ее цель стать менеджером года трансформировалась в более глобальную. Сейчас ее отдел динамично развивается».
Или есть другой пример. Поступил запрос клиента - «выжать» максимум из всех направлений его бизнеса - от строительного до рекламного. Специалисты выяснили, что является приоритетным, и детально проработали цели холдинга и видение его деятельности на 5 лет вперед. Благодаря этому, компания начала избавляться от ненужных активов, а профильные заработали с новыми силами. Помимо этого, стояла задача прояснить отношения с партнером, с которым у клиента начались расхождения. Партнер относился к бизнесу только как к источнику дохода и планировал продать его. Когда всесторонне прояснили ситуацию, человек понял, что противоречия между ними не так остры, и есть реальные перспективы строить бизнес сообща. Через полгода чистая прибыль нашего клиента выросла на 32%.
Фото: https://unsplash.com/@krakenimages