В конце любого письма мы привыкли ставить подпись с тем, чтобы уведомить получателя о том, кто является отправителем данного документа. Кроме того, подпись ответственного лица придает документу юридическую силу. По мере внедрения электронных средств доставки документов (факс и электронная почта) проблема их достоверности обрела крайнюю актуальность.
Ведь копирование любой последовательности битов или пикселей не представляет никакой трудности. Современные телекоммуникационные каналы уязвимы для перехвата и искажения пересылаемых документов.
Электронная подпись является аналогом традиционной подписи. Когда Вы ставите ее, определенная категория получателей Вашего письма будут точно знать, что подписанное письмо было создано Вами - по крайней мере, на Вашем компьютере и под Вашей учетной записью. К получателям, которые имеют такую возможность, относятся те, кто, как и Вы, соответствующим образом настроил свой компьютер. Подписанное письмо является документом, который можно пересылать друг другу даже в виде файла, не теряя при этом признаков, подтверждающих Ваше авторство. Таким образом, электронная подпись удостоверяет авторство и подтверждает, что данные не были модифицированы с момента создания документа.
Как пользоваться электронной подписью?
Все действия совершаются в программе "Outlook Express". Чтобы подписать письмо, удостоверьтесь, что кнопка ПОДПИСАТЬ нажата. Получив Ваше письмо с электронной подписью Ваш корреспондент (если он настроил свой компьютер, как описано выше), увидит следующее сообщение. Данное сообщение подтверждает, что письмо было подписано Вашим корреспондентом и не было изменено при прохождении через Интернет.
Чтобы прочитать письмо нажмите кнопку ПРОДОЛЖИТЬ под этим сообщением. Кстати, в списке входящих писем это письмо будет выделятся другим значком. Чтобы зашифровать письмо, нужно, чтобы Вы хотя бы раз обменялись подписанными письмами с тем, с кем Вы хотите установить зашифрованную переписку.
Получив впервые подписанное письмо от такого корреспондента, добавьте отправителя в свою адресную книгу (например, щелкнув правой клавишей мышки по обратному адресу, выберите из контекстного меню Добавить отправителя в адресную книгу). При этом помимо электронного адреса в адресной книге окажется публичная (открытая) часть сертификата отправителя, которая позволит Вам написать ему зашифрованное письмо.
После этого при написании письма ДАННОМУ КОРРЕСПОНДЕНТУ достаточно будет нажать кнопку ЗАШИФРОВАТЬ.
Кто отвечает за выдачу электронных подписей?
Всего законом предусмотрены два типа электронных подписей: "простая" и "усиленная". Последняя имеет две формы: "квалифицированная" и "неквалифицированная". В зависимости от норм, прописанных в других законах и документах, все три вида подписей будут считаться равнозначной заменой подписи на бумаге.
Отвечать за выдачу электронных подписей будут удостоверяющие центры, работу которых будут регулировать уполномоченные федеральные органы. Именно удостоверяющие центры будут принимать обращения граждан и выдавать ключи подписи, ключи проверки подписи, а также сертификаты ключей проверки. В этих сертификатах будет указываться информация о владельце электронной подписи. При этом они будут иметь ограниченный срок действия.
В федеральном законе не уточняется, каким именно будет этот срок. Как сообщили "Российской газете" источники в Минкомсвязи, скорее всего электронная подпись будет платной, причем ее стоимость будет зависеть от цены цифрового носителя. Однако в федеральном законе не прописано, будет ли электронная подпись бесплатной или за выдачу сертификата и ключей будет взиматься плата.
Ожидается, что принимать электронную подпись будет портал госуслуг. С мая механизм начнет внедряться в Москве, а с июля - еще в 80 регионах России.
Справка.
Для разных видов госуслуг будут требоваться разные классы электронных подписей. Какие именно — определит специальное постановление правительства, которое еще не выпущено. Ожидается, что в будущем квалифицированную электронную подпись можно будет записать также на универсальную электронную карту гражданина России.
Чтобы токеном не мог воспользоваться посторонний человек, система требует ввода ПИН-кода. В существующей тестовой версии его длина — 10 символов, которые придется выучить наизусть. Сначала токены будут стоить 500–600 руб., а в будущем, по мере роста спроса, цена снизится до 300 руб. Впрочем, отмечают чиновники, заводить электронную подпись необязательно, ведь закон не предусматривает обязательного использования ЭЦП. У тех, кто предпочитает подписывать документы традиционным способом, останется эта возможность.
Фото: unsplash.com/@docusign (DocuSign)