Всем студентам педагогических специальностей в свое время пришлось (как вариант - посчастливилось) проходить практику в школе. Именно она показывает, действительно ли преподавание - это та деятельность, которой ты готов посвятить всю жизнь. На последних курсах филфака пришел и мой черед попробовать себя в роли учителя. Первая практика у студентов-педагогов обычно бывает на четвертом курсе, вторая - на пятом. Сначала она проходит в классах среднего звена, затем - старшего.
Сама я успела поучиться и в средней общеобразовательной школе, и в лицее. Могу сравнить атмосферу и в том, и в другом месте. Определенно, что тяга лицеистов к знаниям сильнее, чем у среднестатического ученика, и они не стесняются ее показать, чего не скажешь об обычных школах, где отличники порой становятся чуть ли не изгоями. Отсюда и соответствующая дисциплина на уроках. Кто-то в школе действительно учится, а кто-то просто проводит время. Вкладывать знания в головы учащихся куда легче, когда дети идут тебе навстречу, а не сопротивляются при этом. Именно поэтому для студенческой практики я выбрала в первый раз школу с углубленным изучением отдельных предметов, а во второй раз - гимназию.
Но и в том, и в другом случае без трудностей не обошлось.
Первую практику мне предстояло пройти в пятом классе. Пятиклассники - это еще совсем дети, желание резвиться у них не пропадает ни во время перемен, ни во время урока. Особенно сложно в этом плане справляться с мальчиками.
Так получилось, что первые два урока я проводила с глазу на глаз с классом - классная руководительница была на больничном. Управление коллективом ложилось полностью на мои плечи. Первый урок прошел относительно спокойно, дети присматривались ко мне и просто наблюдали. Но, похоже, где-то я дала слабину, и второй урок превратился в настоящее стихийное бедствие - дети стояли на ушах. Не успевала я навести порядок в одном конце класса, как начинали хулиганить на другом, и я уже снова несусь «вершить правосудие». В итоге новую тему усвоили считанные единицы. Словарный диктант, устроенный мной на следующем уроке в качестве возмездия, мои подопечные, естественно, провалили, и его пришлось переписывать. Однако родителей двойками попугать успели.
Очень важно вовремя поставить на место зарвавшегося ученика. Так, чтобы и он урок усвоил, и другим не повадно было. Например, однажды во время перемены я написала на доске домашнее задание. Пока я вышла из класса, один шустрый ученик мои записи просто-напросто стер. «Тот, кто стер домашнее задание, пусть вспоминает, что было написано на доске, и передает другим. В любом случае тетради завтра соберу и проверю», - посуровела я. С недовольством и подозрением пятиклассники начали переглядываться. Виновник инцидента поспешил сознаться в содеянном. «Чтобы дети слушались учителя, они должны почувствовать в нем «стержень», - говорила мне преподаватель, курировавшая практику в этой школе. Прежде чем учить других, какие-то уроки сначала приходится освоить самому.
Мало-помалу я нашла общий язык с ребятами, и дисциплина на уроках страдать перестала. Тем не менее любое новое лицо в коллективе школьники младших классов воспринимают с интересом, к студентам-практикантам у них почти слепая любовь… В то же время их внимание очень трудно удержать. Со старшеклассниками наоборот - их любовь учителю нужно заработать, заслужить. Зато тишине, которая царила на уроках в десятом классе, мне оставалось только поражаться. Опять же наоборот в старших классах оказывается труднее ладить с девочками. Они начинают демонстрировать свой крутой нрав. Мальчишки к этому времени обычно остепеняются, а смуту в общий настрой и поведение класса вносят девочки.
Полезно устраивать с классом различные неформальные мероприятия. Например, мне как практикантке это помогало ближе познакомиться с ребятами и определить микроклимат в коллективе. А школьники в это время могут разглядеть в учителе, помимо его профессиональных качеств, еще и чисто человеческие черты характера. Остерегайтесь только устанавливать панибратские отношения: дистанция между учителем и учеником очень важна.
К сожалению, взаимной любви у меня со школой не получилось. Хорошо, что я осознала это уже во время студенческой практики. Некоторым педагогам требуются годы, чтобы понять - что-то не складывается. Главное - за это время не успеть нанести душевные травмы ни себе, ни ученикам.
Из записок учительницы-практикантки
Всем студентам педагогических специальностей в свое время пришлось (как вариант - посчастливилось) проходить практику в школе. Именно она показывает, действительно ли преподавание - это та деятельность, которой ты готов посвятить всю жизнь. На последних курсах филфака пришел и мой черед попробовать себя в роли учителя. Первая практика у студентов-педагогов обычно бывает на четвертом курсе, вторая - на пятом. Сначала она проходит в классах среднего звена, затем - старшего.