Как правильно зарегистрировать права на недвижимое имущество?

главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Кировской области Екатерина Замятина

Достаточно часто граждане обращаются с вопросами о том, как зарегистрировать имущество быстро и без каких-либо нарушений. О тонкостях государственной регистрации рассказывает .

 - Екатерина Владимировна, в чем суть регистрации прав на недвижимое имущество?
 - Понятие государственной регистрации  определено в статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой государственная регистрация прав - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Законом о регистрации.
Право собственности и ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сокращенно - ЕГРП. Регистрации подлежат также: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты и иные права, предусмотренные законами.
Надо отметить, что не только права подлежат регистрации, но и их ограничение (обременение). Примерами ограничений права являются арест, залог недвижимости (ипотека), аренда, рента (пожизненное содержание с иждивением), сервитут, доверительное управление.
Кроме того, посредством государственной регистрации заключаются некоторые виды сделок: договор дарения, купли-продажи жилых помещений, договор ренты и т.д. Регистрация сделки - это необходимое условие заключения договора, она является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

- С чего начинается государственная регистрация и какие документы необходимы?
 - Началом государственной функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является прием и регистрация документов. Начальный же этап - это предоставление заявления и иных необходимых для регистрации документов в регистрирующий орган заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
В стандартный перечень документов входят:
- заявление о государственной регистрации прав;
- документы, удостоверяющие личность заявителя - (для юридических лиц это учредительные документы юридического лица, полномочия руководителя (представителя) документ, удостоверяющий личность; для физического лица необходим документ, удостоверяющий личность; для представителя - документ, подтверждающий полномочия представителя;
- правоустанавливающие документы (например, для государственной регистрации сделки купли-продажи) - договор купли-продажи;
- кадастровый паспорт на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства  (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся);
- документ об уплате государственной пошлины.

 - Какие документы не могут быть приняты на государственную регистрацию прав?
 - Неправильное оформление документов препятствует проведению государственной регистрации и влечет ее приостановку и отказ. Документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные недопустимые исправления, документы, написанные карандашом или с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание, не подлежат приему на государственную регистрацию прав.
В государственной регистрации может быть отказано, если:
- право на объект недвижимого имущества не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект и пр.
В частности, безусловным основанием для отказа в государственной регистрации будет являться отсутствие правоустанавливающих документов.

Записала Елена Старыгина

Похожие материалы по теме