Скоро долгожданный отпуск. Многие уже занимаются планированием поездки в одну из англоязычных стран. Впереди вас ждет открытие новой незнакомой культуры и возможность опробовать свое знание английского в общении с носителями языка. Хватит ли вашего словарного запаса для отпуска и планирования поездки? Вы сможете позвонить в авиакомпанию и заказать билет, забронировать номер в гостинице или найти в интернете музеи для посещения? Чтобы помочь себе в планировании поездки на английском, нужно подобрать себе преподавателя и языковые курсы, которые в короткие сроки помогут Вам овладеть языком.
Но давайте ответим на главный вопрос: а кто такой "учитель"? Скажу сразу, для меня это понятие абсолютно не связано с педагогическим образованием. Учат преподаватели. Учителями рождаются. Да, высшее образование иногда бывает полезно, однако преподавателем стать можно, даже совсем не имея таланта учителя - достаточно просто выучить необходимое количество норм и правил, хорошо понимать предмет, приобрести некоторый опыт, и этого будет достаточно. Достаточно для того, чтобы учить чему-либо, передавать знания.
Читайте в нашем интервью, как Андрей Шабалин, директор языкового центра "English с Андреем Шабалиным", разбивает стереотипы и мифы изучения иностранного языка.
Что в профессии "Преподаватель" вам нравится больше всего?
Начнем с того, что я закончил Ивановский государственный университет. А в Кирове я остался по семейным обстоятельствам, и об этом не жалею. Для меня Киров - это маленькая Родина, к которой хочется быть ближе. В моей профессии мне нравится то, что в этот момент происходит взаимодействие с учеником, то есть при общении появляется некая "река", которая омывает всех участников процесса. В результате получается продукт, к которому я бы самостоятельно не дошел. Это не только новые идеи, но и новые эмоции. Все рождается при личном общении.
Вы часто путешествуете?
Если честно, то не очень часто. Например, этим летом я со своей семьей ездил по Золотому кольцу. Мы устроили себе тур по России. А за границей я был в США. Мне там очень понравилось.
Когда я зашла к Вам в кабинет, вы как раз занимались с одной из своих групп. Я заметила, что у вас отсутствует акцент. Сколько вам понадобилось времени, чтобы добится такого произношения?
Я считаю, что акцент у меня все-таки есть. А как я добился этого, я не знаю.
Все мы знаем, что те, кто учит иностранный язык, сталкиваются с проблемой языкового барьера. А в чем Вы, как специалист, видите главную причину его возникновения?
Его просто не нужно замечать. У меня нет готовых рецептов для самостоятельного изучения. Когда человек приходит к учителю, то это уже задача преподователя. Говорить - просто. Я считаю, что человеку навязали это чувство неполноценности. Ко мне регулярно приходят люди, которые спрашивают, обучаю ли я "тупых". Я говорю, что да.
Говорят, что у кого-то есть склонность к языкам, а у кого - нет?
Да, такое имеет место быть. Но это никак не связано с комплексами человека. Я говорю именно о тех очках, через призму которых человек смотрит на свои способности в иностранных языках. Их надевают в школе или в ВУЗе, когда ученику говорят, что он делает что-то не так, а надо делать вот так. И когда каждая поправка идет через замечание, человек ждет негативной оценки всех своих действий. А языки можно учить любым способом, у каждого свой путь. И очень важно найти его. Если сами его найдете - это хорошо. Даже мыслить на чужом языке можно. Насколько человек пользуется языком, настолько он может на нем мыслить. Нужно смотреть побольше фильмов, читать на иностранном языке. Кстати, многие люди считают, что для изучения иностранного языка необходим именно родной носитель. Я думаю, что это просто заблуждение. У меня есть знакомый, который запоминает огромные куски из фильмов, а потом их декламирует, причем передает интонацию и голос главных героев. Не каждый носитель языка объяснит и поправит. На базовом уровне он не нужен, а если это уже продвинутый уровень, тогда можно.
Количество желающих увеличилось или уменьшилось?
Мне нравится, что прослеживается тенденция увеличения. У меня своя специфика, я работаю с людьми на сознательном уровне.
Ваш курс рассчитан на месяц. Человек сможет заговорить после месяца обучения?
Легко. Вот только не после месяца, а вовремя него. Все надо делать здесь и сейчас. Ничего не будет потом, нет такого. Под словом “результат” мы понимаем не количество упражнений и проработанных текстов, а владение языком на достаточно высоком уровне, позволяющее человеку самостоятельно применить полученные знания на практике.
Есть 4 вида речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Язык неразумно учить «на потом», так как без применения он забывается.
Что бы вы пожелали тем, кто изучает или собирается изучать английский и другие иностранные языки?
Найти профессиональную помощь тех, кто объяснит, как нужно это сделать. Поэтому я и провожу собеседование, на котором стараюсь увидеть и понять проблемы человека. И с этими представлениями мы либо работаем, либо решаем, куда ему идти.
Людей, учивших иностранный язык 6-7 лет в школе и 3-4 года в вузе, но не способных составить простое предложение и не понимающих устную речь, пруд пруди. Они не виноваты: такие уж были программы и - за редким исключением - учителя.
Если Вы решили изучать язык, определитесь сразу - для чего он Вам. Объяснения наподобие: "Он же везде сейчас нужен!" менее всего позволяют надеяться на реальный успех. Дело в том, что нельзя учить язык "вообще".
Я занимаюсь тем, что мне интересно. Но это не язык, мне нравится управлять вниманием человека, а это уже психология, особенно на начальном уровне.
После нашего разговора я поняла главное: залог успеха - индивидуально подобранный метод изучения языка, интерес к занятиям и преподаватель, способный убедить ученика в безграничности его способностей.