Говорят, что музыка - это мысли души. Музыка окружает нас повсеместно. Музыку мы слушаем дома, на работе, в салоне автомобиля… Но мало кто задумывается, а что стоит за теми чудными звуками, которые мы слушаем. Чья энергия, чей труд и талант.
Знакомьтесь – наш гость
Придя точно ко времени, я постучалась в 45 кабинет, где ждал меня Андрей Борисович. В это время преподаватель и композитор занимался с одной из своих учениц. Но, увидев меня, он закончил свое занятие. Честно признаюсь, я немного насторожилась и жутко стеснялась. Я всегда чувствую себя неловко, когда иду на интервью к таким творческим и интересным людям, как Андрей Борисович. Не скрою, в первые минуты встречи подумала, что откровенной и захватывающей беседы у нас не получится. А все потому, что мне он показался очень строгим преподавателем, да и особого желания общаться с журналистами у него не было.
Прошло буквально десять минут, и Андрей Борисович раскрылся мне и не стеснялся выражать свои мысли, которые касались не только педагогики, музыки, но и власти. После беседы мне вспомнилось высказывание Умова: "Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению ". А у такого преподавателя, как Андрей Борисович, есть чему поучиться.
Андрей Борисович, здравствуйте, рада возможности общения. Надеюсь, что мы с Вами продуктивно пообщаемся и получим удовольствием от совместной беседы. Вы - композитор, и наверняка пришли к этой деятельности не сразу. Как это было?
Я начал заниматься музыкой с десяти лет. Мне скоро исполнится 54 года, получается - более 40 лет. А композицией я начал заниматься с 1977 года, а это около 35 лет. Преподавать в училище я начал с 1989 года, до этого работал в музыкальной школе. Вот только за последнее время стало меньше ярких и запоминающихся лиц среди моих учеников. Я считаю, что это связано с общим уровнем падения и культуры, и образованности людей. Я считаю, что каждый человек в душе учитель. Вот только не все люди хотят брать на себя такую ответственность. А власть вообще ни о чем не беспокоится, уже четыре года у нас не было повышения зарплаты. Переход на новую систему оплаты труда только снизил наш уровень жизни и возможности. Летом к зарплате обещают прибавить 6,5%, но что это такое для преподавателя? Вот, например, моя ставка 5500 тысяч рублей, а за плечами у меня Московская консерватория и 25 лет педагогического стажа. Поэтому говорить о том, что в обществе есть спрос на высокую культуру, вообще некорректно. А вот на массовую культуру спрос есть, но я не могу назвать ее так.
Культура - это то, что создается отдельными личностями, и она меняет общество в самых разных направлениях. Массовая культура сравнима с Древним Римом, когда люди просили хлеба и зрелищ. А по телевидению, кроме канала "Культура", смотреть нечего. Стараюсь смотреть новости и хорошее кино на DVD. А слушать всю патоку, которую льет наша власть, у меня нет желания.
Сейчас в педагогику идут работать только преданные люди, у которых, несмотря на ничтожную заработную плату, болит душа за подрастающее поколение.
А каковы Ваши вкусы?
Великих людей очень много. Раньше были отдельные личности, которые меня вдохновляли, но со временем это ушло. В молодости можно выбрать себе кумира, но с возрастом это проходит. То, что не нравилось в молодости, не нравилось только потому, что я был к этому не готов. Например, я раньше не воспринимал музыку Верди. А потом я понял, что это отличная и красивая музыка. Я стал в этом отношении мудрее, выбираю теперь только то, что человечество выбрало без моего разрешения. А выдвигать свое мнение нет смысла, ведь время уже без меня решило, что в этом мире достойно к сохранению, а что нет. Поэтому мне надо просто приблизиться к этому по возможности, понять то, что я не понимаю, не понимал.
На Ваш взгляд нужно ли диджеям аранжировать классические мелодии великих композиторов, дабы они были понятнее людям?
Эта профессия не имеет отношение к России. Я считаю, что народ слушает эту музыку и идёт на "тусовку" от безделья. У диджеев разве есть музыкальное образование? Какое они вообще имеют право обрабатывать мелодии великих композиторов? К примеру, они говорят, что у них есть музыкальное образование. Вот только какое? Музыкальная школа - это не образование. Она (школа) только прививает основы знакомства с музыкой. Она не дает культуры, а лишь несколько изменяет и улучшает внутренний мир человека. Например, я не знаю ни одного убийцы - музыканта. Но это не значит, что люди с таким образованием имеют право что-то менять. Вот когда они сами постараются что-то создать, я думаю, что у них возникнет масса возражений. Человечество воспринимает классику как эталонный вариант. А молодежь увлекается переделками только от душевного бессилия. Им надо как-то проводить свое свободное время, хотя есть и другие вещи, которые будут полезны для человеческой души. Например, театры, концерты. Кстати, чем меньше шума, тем здоровее голова.
Классическая музыка не нуждается в изменении, на то она и классическая.
После развала СССР и с появлением интернета у населения сменились приоритеты, прежде всего это заметно в отсутствии интереса к чтению. Народ в своей массе меньше читает. Предпочитает смотреть или слушать. Каково будущее музыки на Ваш взгляд?
Музыка вызывает то, чему мы не можем дать название. Она никогда никуда не уйдет. Я имею в виду хорошую музыку, написанную в мажорно-минорной системе. Никакого авангарда, к нему я отношусь крайне негативно. Я считаю это мертвой музыкой. Она навязана, это не наш менталитет. Музыка должна идти от сердца. Правильно говорил Свиридов, хорошую мелодию ракоходом, то есть в обратном порядке, не сыграешь. Для того, чтобы писать тональную музыку, нужно обладать талантом. А чтобы писать корявые мелодии современным авангардным языком - не нужно. Поэтому человек всегда будет нуждаться в таких настоящих и живых эмоциях. Хотя, смотря что понимать под попсой. Вот, например, джаз - не классика, но это другая культура. Я обожаю джаз. Мне нравится, что эта музыка создается на твоих глазах, красивая живая импровизация музыкантов, у которых очень хороший уровень культуры, прекрасный музыкальный вкус.
Когда плохое настроение, человеку хочется послушать что-то красивое. В этот момент он совсем не думает о попсе.
Мне кажется, что Вам очень сложно сдавать экзамен
Нет. Я очень лоялен к своим студентам, может быть немного требовательный. Я знаю, что те оценки, которые я ставлю своим ребятам, завышены в два раза. Но они об этом не знают. Вообще студенты меня побаиваются, но я думаю, что не настолько, чтобы ненавидеть (смеется).
У вас есть главные принципы в работе со своими учениками?
Прежде всего - взаимоуважение. Вообще, вся педагогика, на мой взгляд, держится на двух главных принципах. Во-первых, на желаниях учиться и отдавать. Если одно из направлений не работает, а по глазам человека это легко заметить, такое желание может пропасть и у меня. Но по долгу своей профессии, я в любом случае должен поделиться своими знаниями с ребятами. Поэтому ищу способы каким -то образом их заинтересовать. А в педагогике немало апробированных и проверенных методов и секретов. И они срабатывают. Второй принцип - доверие. Например, я читаю лекции без всяких побочных материалов. Многим нравится, и мои лекции приводят их в душевный трепет. Студенты часто видят преподавателей, которые не отрывают глаз от своих листков, просто зачитывают книжный материал.
Мне еще в консерватории заложили главный принцип: образовании должно приносить удовольствие, а не превращаться в каторгу.
Обычно творческие люди ко всему относятся с фантазией. Как Вы относитесь, например, к еде?
Я люблю готовить. Но получается не так часто, как мне хотелось бы. Есть блюда, которые дома готовлю только я, например, плов, рыбные блюда, супы. Но мне лень. Все-таки у меня в доме две женщины. Вообще, готовить с фантазией свойственно не творческим людям, а мужчинам. Они всегда будут готовить лучше женщин.
Где вы черпаете вдохновение при написании музыки?
Сейчас я стал писать намного меньше, а все из-за того, что не хватает времени. Кроме того, играть стало некому. Полноценного симфонического оркестра у нас нет, он просто не укомплектован даже инструментально. Народный оркестр у нас крепкий, но с моей точки зрения, и он нуждаются в качественном пополнении кадрами высокой квалификации. Капеллы в городе нет. Я об этом твердил постоянно. Вот сами посудите, училищу 75 лет, в год выпускалось по тридцать человек с отделения хоровых дирижеров. А в городе до сих пор нет профессионального хора. Это смешно, скоро доживем до того, что не кому будет играть на фортепиано. Исполнительский труд - это тяжкое бремя, которое требует постоянной поддержки своей формы. Нужны часы для индивидуальной работы, но когда вы загружены педагогикой, и вам надо очень постараться, чтобы получить хотя бы десять тысяч рублей, вам становится не до занятий. А так у меня много спектаклей, которые я сделал совместно с Театром кукол. С приезжими режиссерами тоже работал, но немного. Около двух десятков точно есть. Не скажу, что эта музыка останется на века, зато ее прослушали тысячи ребятишек. Я этим доволен.
К сожалению, количество играющих людей не выросло, а сократилось.
Ученики Вас часто благодарят?
Я к этому отношусь спокойно, если кто-то ко мне приходит, это здорово. Я не ревнивый человек, своих учеников отпускаю легко. У меня нет такого, чтобы я с учеником отработал все четыре года подряд, у меня есть предметы профилирующие, а есть и те, которые являются частью цикла. Есть факультеты, с которыми я встречаюсь все четыре года подряд, вот именно с ними отношения завязываются крепче. Все зависит от самого человека, если он испытывает чувство благодарности, то он придет. Вообще, преподаватель становится им тогда, когда сам ученик назовет его так.
Я стараюсь придерживаться заповеди Сократа: "Не жди от людей благодарности".