"К сожалению, не зная истории, ребенок не полюбит свою малую родину"

Ольга Елькина, педагог дополнительного образования ГОУ ДОД  - Дворца творчества детей и молодежи.  

История наука  очень полезная. В особенности история края, в котором ты живешь. Это не просто познавательно, ведь, в любом случае, человек должен помнить свои корни и знать, кто жил на этой земле до него, о чем думал, что делал, о чем хотел рассказать потомкам.

В нашем городе немало людей, не просто интересующихся историей, но и предпринимающих конкретные шаги для этого. Такие, как организация экспедиций и походов по по памятным местам Вятской земли. А таких мест у нас очень много. Память человеческая не слишком длинна, и поэтому знания о жизни наших предков необходимо собирать бережно, хранить их и приумножать. В нашем городе такой  краеведческой деятельностью занимается

Немного биографии...

Во Дворце я работаю с 1980, сразу после окончания пединститута. Я окончила исторический факультет. С 1988 года, во время всеобщих преобразований в стране, на базе интернационального клуба, был создан историко-краеведческий клуб "Современник". Программа клуба состоит из трех этапов: первый - лектории "Вятской история и культура", который включает в себя беседы, экскурсии,  путешествия по историческим городам области;  второй-  он рассчитан на средний школьный возраст - "Я познаю мир". Здесь уже закладываются элементы исследовательской  работы. А  третий этап предназначен на  тех, кто хочет индивидульно заниматься исследовательской работой. Наши дети уже более десяти лет участвуют в различных конкурсах исследовательских работ разного уровня. Ребята также изучают историю родного края.

Почему вы решили заниматься именно этой деятельностью?

Во - первых, я по образованию историк, а во-вторых, у нас был накоплен богатый материал в этнографическом плане, хотя теперь интернационального клуба уже нет, мы сохраняем собранный материал, а  так как материальные возможности сейчас ограничены, стараемся уделять больше внимания именно истории родного края. Это не только этнография народов, живущих здесь, ведь, как известно, русские не являются коренным населением этого края.  Ребята ездят на экспедиции не только близкого, но и дальнего направления. К счастью, у нас во Дворце сохранился  еще свой теплоход, поэтому мы устраиваем и теплоходные экспедиции. Но так как река Вятка перестала быть судоходной, то и направления теперь ограничены. Раньше мы спускались до Советска, а сейчас - не дальше Мурыгино. Главная цель таких путешествий - оттачивание мастерства по сбору устных источников. Например, по заданию краеведческого музея мы проводили   ревизию стоянки Каменного века в Чирках.

Свою предысторию знать надо, и дети это понимают, поэтому изучают с увлечением.

Вы говорите, что ребята стали интересоваться исследовательской работой?

Когда ребенок идет заниматься чем-то четко обозначенным -  рисованием, танцами, пением,- он знает, что его ждет. А в исследовательской работе все иначе. Педагогу приходится формировать  познавательный интерес по мере взросления ребенка. И когда  ребенок осознает значимоость своей деятельности, он пристткпает к самостоятельному исследованию. А роль педагога же сводится к тому, чтобы только направлять  исследование. Ведь насамом деле это очень трудно: это не переписывание чужих книг, и не сочинение. Ребенок сам ищет интересные материалы, как, например сделала Лена Прозорова. Она раскрыла белое пятно в вятской литературе - описала этапы творчества и иследовала  биографию вятского поэта Игоря Франчески. В вятсских энциклопедиях про него было только три строчки, Лена  перевела на бумажную основу его воспоминания, которые были записаны на магнитную пленку. Даже сами архивисты не знали точно какие материалы хранятся, благо родственники подсказали. Лена нашла старый магнитофон и прослушала всю эту информацию. Вот так она восстановила судьбу вятского поэта. Начало его торчества пришлось на 20-30 годы, а это период репрессии, что и подкосило творческое начало поэта. Его дважды арестовывали, и он решил, что больше открыто писать не будет. Может  он тайно что-то писал, но свои произведения не публиковал. По просьбе работников архива, она передала материалы и работу в архив, где ими могут воспользоваться другие исследователи.

Расскажите еще про какую-нибудь работу?

Саша Выдрина на основе материалов, которые она получила после экспедиции в Слободской, занималась проблемой Григория Булатова. Хотя он и не земляк. Но ее очень зацепила эта тема и она написала работу "Неоконченная повесть о забытом герое".Эта исследовательская работа вызвала такой резонанс и протест историков, что ей запретили выступать на конференции в Москве. Это было в 2003 году. А потом все-таки справедливость восторжествовала. Григорию Булатову открыты многочисленные памятники как в Кирове, так и в Слободском.

Исследовательской работой, в основном,  у нас занимаются дети с 7 по 11 класс. Мы видим заинтересованность  не только со стороны школ, но и со стороны детей.

Какие места вы посоветуете посетить гостям региона, чтобы познакомится с Кировской областью?

Во-первых, старинные  вятские города. Среди них Слободской, Котельнич и Киров, а потом города уже "второй волны", которые возникли как крепости при освоении Вятской земли русским народом. Кстати, очень интересна история Советска, Лальска. А ребята  с удовольствием ходят в экскурсии по старой Вятке. Я считаю, что любой  район Вятского края интересен.

К сожалению, не зная истории, ребенок не полюбит свою малую родину.

Я понимаю, что не только в этом  причина, но  узнав историю и получив образование, можно изменить или приложить усилие в развитии Кировской области.

Похожие материалы по теме