Когда-то он был социальным работником, членом СПС и возглавлял телекомпанию. Еще был депутатом, организовал собственное рекламное агентство «Дизайн-экспресс» и купил целую типографию. А еще был зампредом комитета ОЗС по информационной политике и получил нагрудный знак «За милосердие и благотворительность» от Минобразования. А теперь он сидит в кабинете огромного серого дома с архаичными помпезными люстрами, аляповатыми барельефами и решетками из ротанга в африканском стиле. С улыбкой подписывает бумажки, принесенные ему миловидной девушкой, поразительно похожей на Мену Сувари. На столе заседаний - букет, оставшийся, вероятно, после недавно прошедшего дня рождения. Рядом – томик Никколо Макиавелли «Государь. История Флоренции». Пока Павел решает по телефону деловые вопросы, читаю названия глав, обозначенные закладками: «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали», «Какова власть судьбы над делами людей и как можно ей противостоять». Наконец, Павел Николаевич отодвигает все телефоны, и сдается мне на милость.
- Спасибо, только праздника у меня не получилось - был в командировке.
- В книге Макиавелли «Государь. История Флоренции», которая лежит у вас на столе, я заметила закладки на примечательных главах. Собираетесь мысли философа использовать применительно к собственной жизни?
- Нет, эту книгу мне подарили на днях коллеги с пожеланием прочитать. И даже закладки сами положили, где надо остановиться в первую очередь. Я пока только смотрю на нее и думаю, что надо бы обязательно ознакомиться с трудами Макиавелли.
- А историческая литература в целом вам близка?
- В последнее время, к большому сожалению, читать приходится, только электронные книги в поездках. Новости и политические события в интернете просматриваю, чтобы быть в курсе, пролистываю журналы и газеты. Понимаю, что многое в жизни упустил...
- Извините, заглючил мой старенький диктофон. Всё, работает.
- Вам надо приобрести цифровой.
- Нет, я поклонница аналогового звука, да и винтаж теперь в моде. Каковы ваши первые шаги в новой должности Главы управления международных и региональных связей при правительстве Кировской области? Связи налаживаются?
- Если учесть, что я официально вступил в должность с 1 января, то ясно, что за такой период глобальных перемен произвести не мог. Мы съездили в Германию на «Зеленую неделю» - это крупнейшая сельскохозяйственная выставка, где Россия была представлена отдельным павильоном. Кировская область выставлялись наряду с Татарстаном, Мордовией, Краснодарским краем, Вологодской областью, Ямало-Ненецким автономным округом. Думаю, мы достойно представили Кировскую область. Получили определенную отдачу: состоялась встреча с министром сельского хозяйства. Мы наметили дальнейшие планы, посмотрели, как организуют выставки другие регионы и страны, что привозят.
- Какие-то интересные моменты можно будет использовать в дальнейшем?
- Да, например, выставочные технологии, где часто присутствует экшн. Хотя здесь мы точно не ударили в грязь лицом. Катя Кузина покорила абсолютно всех своим вокалом. Национальный колорит должен присутствовать на подобных мероприятиях, хотя здесь мы пока не можем соперничать с Татарией, которая привезла целый ансамбль в национальных расписных одеждах, или с краснодарским хором донских казаков. Мы берем не числом, а умением.
- Какие-то магистральные направления развития региона в рамках вверенного вам управления вам уже видится?
- Одно из направлений, которым занимается наше управление – это туристическая деятельность. И проблем в этой отрасли хватает. У нас недостаточно проработана перспектива её развития. Мы отстали от современных веяний, которые есть в этой области, и, соответственно, нам придется многое поменять. В области не хватает большого конгрессно-выставочного комплекса международного уровня. На сегодняшний день что-то можно организовать, но город физически не может принять больше трехсот гостей разом. Форумы федерального масштаба требуют выполнения определенных стандартов: наличие конгрессных площадей и гостиничных мест. Но перспектива имеется, есть даже предприятия, готовые частично вкладываться в проект. Вопрос стоит в определении земельного участка и дальнейшем взаимодействии с инвесторами.
- Раз уж мы говорим о туризме: ваша патриотические чувства не страдают от того, что Кировскую область воспринимают в первую очередь как охотничьи и рыболовные угодья для иностранцев?
- Нет. Я сам охотник и ничего предосудительного в охотничьем туризме не вижу…
- А что – к нам действительно много их приезжает?
- Только официально за год порядка 150-250 человек, а в реальности это поток значительно шире. К нам едут за теми видами дичи, которые не сохранились или просто отсутствуют в других местах. Немцы приезжают охотиться на глухаря, для них этот трофей является символичным: если ты не добыл эту птицу - хвастаться нечем. Им интересен и медведь, который не везде обитает и на него далеко не в каждом регионе разрешена охота. Соответственно, побывав в Африке, постреляв львов и слонов, охотники едут к нам за русской экзотикой.
- Сами в Африке не бывали, слона не завалили?
- Нет, я за пределы страны на охоту не выезжал, но такая мысль закрадывалась. Наслушался рассказов друзей. Льва и медведя не стрелял, а вот кабана, птицу, зайцев, лис – бывало. Меня как-то попросили довезти до места охоты иностранцев, я запомнил эту поездку. В первую очередь гостей поразило то, что не работает телефон: «Круто, нет связи, никто не потревожит», - обрадовались они. Второе впечатление: «Посмотри, какой туалет!»… - Ну, да, деревянный, с натуральными ароматизаторами. - Следующий вопрос был: а зачем так много водки? Сама поездка по буеракам на моей «Ниве» показалась им вершиной экстремального спорта. Иностранцы чрезвычайно воодушевились от того, что побывали в настоящей дикой России: утром выходишь к озеру – утки крякают, стреляй – не хочу. Но если говорить серьезно, далеко не все такие оптимисты, кому-то нужны комфортные условия. Как минимум - наличие душа, теплого туалета, кроватей, камина. В идеале, конечно, необходим интернет и спутниковое телевидение. Не все едут пить, кто-то хочет отдохнуть, параллельно рабочие вопросы в тесном кругу порешать. Чем выше будет уровень приема, тем больше шансов, что люди будут к нам приезжать регулярно. Если Вятка славится охотничьим туризмом, почему бы нам его не развивать? Но это станет возможным, только если появится больше компаний, которые могли бы предоставить весь спектр услуг и соответствовать многочисленным требованиям, в том числе и по оружию.
- Легко ли после вступления в должность вам было прощаться с вашим детищем - компанией «Дизайн-экспресс» и бизнесом в областной типографии?
- Так сразу распрощаться не получилось. Много вопросов успел решить, но какие-то все равно остались. Я надеюсь, что передал все в надежные руки.
- Когда на «9 канале» поменялся учредитель, и вам пришлось уйти с поста руководителя телекомпании, грустно было расставаться с делом, которое начали и построили с нуля?
- Естественно. Всё-таки четырнадцать - далеко не худших - лет жизни было вложено в «девятку», канал вышел на определенный уровень, заслужил доверие и зрителей, и партнеров. Я, конечно, не собирался там вечно работать, но, уходя, опасался: сохранят ли человеческий потенциал. Ведь коллектив в телекомпании собрался лучший. У нас были выстроены полностью прозрачные отношения, начиная с момента начисления зарплаты, заканчивая личными контактами. Коллег оценивали исключительно по деловым качествам, по возможностям, таланту…
- Смотрите ли вы сегодня передачи «9 канала» и можете ли сказать, какой стала компания при новом руководстве?
- Конечно, смотрю, может только чуть реже и всегда радуюсь за успехи коллег. Жаль, что ряд людей уволились – не все смогли сработаться с новым руководством. Мысли поменялись, подходы, задачи, которые ставятся перед журналистами. Я общаюсь с бывшими сотрудниками, поддерживаю теплые отношения со всеми. Те, кто помнит добро, добром и отвечают, а зла я никому не желал.
- Кто для вас является авторитетом в журналистике?
- Мы когда работали на «девятке», регулярно практиковали проведение тренингов с московскими журналистами - людьми, которые в чем-то преуспели. Многие из них были моими кумирами. Эти тренинги давали коллективу очень многое: работала команда, рождались свежие идеи, ходы. После таких визитов работа в коллективе резко менялась, возникал внутренний подъем, журналисты работали эффективнее. Могу сказать, что авторитетными журналистами для меня остаются Леонид Парфенов, Вадим Такменев, Павел Шеремет, Осокин интересен как нестандартный редактор, Тина Канделаки, периодически смотрю программы Познера.
- А кого из местных журналистов вы могли бы назвать любимыми?
- Тех, с кем удалось поработать. Все для меня были одинаково любимыми, все делали отлично свою работу, просто к каждому надо найти свой подход. Среди них самая запоминающаяся личность - это Маша Постникова, она сейчас работает в Калининграде. Мне жаль, что ушла с «9 канала». Маша - человечный журналист, профессионал, и любой сюжет она пропускает через себя. Когда она пришла работать, в коллективе ее не сразу приняли: она медленно работала, кто-то считал ее неспособной. Но потом она раскрылась. Мария не тот человек, который сразу заявляет: я звезда. В феврале она приедет в Киров. Я ее все время уговариваю вернуться, бросить Калининград. Такие люди востребованы на любом телеканале.
- Если когда-нибудь у вас появится возможность вновь вернуться к работе в СМИ, пойдете?
- У меня было много предложений по поводу дальнейшей работы в СМИ, и не только в кировских. Но я себе сразу сказал, что этим больше заниматься не хочу: не вижу дальнейшего смысла. Надо попытаться реализовать себя еще и в других сферах.
- Являетесь ли вы активным блоггером, общаетесь в социальных сетях?
- Я не блоггер. Без укора в адрес других активных товарищей - у меня на это времени не хватает.
- Опять же о других активных товарищах, которые популяризируют распространение сведений о своих доходах и призывают к этому подчиненных. Я попыталась найти информацию о ваших доходах, но нигде не нашла. На вашу нынешнюю зарплату чиновника можно прожить?
- Плохо искали. Без проблем расскажу о своих доходах, мы обязаны это делать по закону. Если бы весь наш региональный бизнес, особенно в сфере лесных отношений, был таким же прозрачным, как мой, то область была бы значительно богаче, чем сейчас. Я сторонник прозрачных отношений.
- Вернемся ненадолго к теме туризма: в области кроме Великорецкого крестного хода и васнецовского села Рябово, есть много других достопримечательностей. В Советском районе, например, находится могила князя Чимбулата – святыня марийского народа, почитаемая всеми рассеянными по миру финно-уграми...
- Да, я знаю. Но как привлечь туристов-паломников, чтобы интересующиеся люди могли свободно добраться туда, посмотреть, сфотографировать, написать об этом? Важна заинтересованность глав районов, они в этом тоже должны поучаствовать. Там, может, и делов-то: ключ почистить и беседки сделать. Не все решают деньги, зачастую нужно просто желание администрации, которой мы готовы помогать и финансово и советом.
- Это правда, что заместитель председателя правительства Кировской области Александр Галицких был вашим наставником и кумиром в школьные годы?
- С ним у нас всегда были хорошие отношения, его помощь в вопросе моего образования неоценима. Его подходы, зачастую очень демократичные, образовательные реформы на площадке гуманитарной гимназии, выбивались из общей модели, но привели к положительным изменениям. Эта федеральная экспериментальная площадка является базой для ряда направлений и по межкультурному обмену. В общем, нам с руководителем повезло.
- Вы живете в загородном доме: экологически чистые продукты выращиваете или закупаете обработанные химией, с ГМО и консервантами в супермаркетах?
- Я периодически езжу за покупками в «Метро», «Континент» и «Глобус». Насчет продуктов: опасаюсь брать колбасу. А так – покупаем мясо на рынке, сами запекаем, питаемся моими охотничьими трофеями. Родители жены нам помогают компотами и вареньем, картошку у соседей покупаем. А летом у нас есть свои морковь, лук и редис, ягоды – этим занимается супруга. Дома я только завтракаю, стараюсь не ужинать.
- Фигуру блюдете?
- Да какую там фигуру! Но каждый день делаю зарядку: я без нее чувствую дискомфорт, мышцы надо разминать, хотя бы десять приседаний сделать. Тренажеры дома ставить некуда, да и нет необходимости - у всех моих друзей они служат вешалками.
- У вас две дочери, мальчика не хотите для полного комплекта? Будет с вами на охоту ездить…
- Эту мысль мы с женой обсуждали, но пока в этом направлении работаем не активно. Не отказываюсь от планов, надеюсь, что мальчика еще успеем сообразить...
- Часы на вашей руке – подарок супруги?
- Да, я их надеваю с костюмом. Когда смотрю время, сразу о семье вспоминаю. Есть еще очень ценные часы, подаренные сотрудниками телекомпании, их я ношу с более демократичной одеждой. Есть часы для охоты, для дайвинга.
- Вы ещё и дайвингом увлекаетесь?
- Да. Погружаюсь периодически.
- Акулы не встретились?
- Акулы там плавали всегда, просто они не были такими злыми. Когда мы ездили на Мальдивы, там совсем рядом с акулами проплывали. Эти хищники могут быть опасными, а могут и не представлять никакой угрозы. Это зависит от сезона, от их местонахождения, от поведения людей. На серфингистов акулы чаще нападают, на аквалангистов – редко, только если те сами провоцируют животных. Думаю, то, что на египетском пляже случилось – это из-за изменения путей миграции акул.
- А трофеи, как охотнику, вам не захотелось домой захватить?
- Трофеи – это дурной тон, настоящие дайверы не трогают природу, не портят среду – есть такой моральный кодекс. Представьте себе, если каждый возьмет по ракушке, сорвет коралл, нацарапает надпись? Можно мимо проплывать, потрогать, но только в перчатках, чтобы ничего не повредить. Рыб лучше не задевать, черепах не хватать - она может руку перекусить.
- Сколько у вас автомобилей?
- Я в детстве мечтал быть водителем, до сих пор люблю машины. Сейчас езжу на Toyota Prado. В свое время поездил на Subaru, Audi, на «Волге», «Жигулях» и «Ниве». Еще есть старый, но очень надежный Nissan Patrol для охоты.
- Охотно ли вы даете интервью, раскрываетесь в темах, не относящихся непосредственно к вашей трудовой деятельности? Как это сделал, к примеру, Саакашвили, который недавно побеседовал с гламурным журналистками Собчак и Соколовой?
- Я абсолютно нормально к этому отношусь. Нашему чиновнику нужно поучиться открытости у западных коллег. Понятно, что имеет место вопрос государственной позиции, но если частная жизнь кого-то интересует, кто-то на этом специализируется, почему бы не поделиться этой информацией. Может, это с возрастом приходит. Западные политики охотно дают интервью читаемому журналу, если тот не перевирает. Чиновники тоже люди, они также шутят и отдыхают.
- Где-то читала, что из всего разнообразия алкоголя вы предпочитаете водку.
- Именно так. Стараюсь запасаться сразу на базе, чтоб надолго хватало: на всякие праздники и на случай приезда нежданных гостей.
Беседовала Гульнара Гарипова,
Респектабельная газета The Конкурент