Земельный налог - важный резерв доходной части бюджетов

Департамент финансов по поручению межведомственной комиссии по обеспечению поступления доходов в областной бюджет готовит проект распоряжения, которое должно быть представлено губернатору области Николаю Ивановичу Шаклеину. Этот документ должен содержать меры по мобилизации земельного налога в бюджеты поселений.

Актуальность вопроса очевидна: земельный налог сегодня – один из главных ресурсов доходной части бюджетов поселений. Сюда поступает 100 процентов этого налога.Но если в 2004 году показатель собираемости этого налога в области составлял 100,2 процента, то в прошлом году - всего 77,8 процента. А в шести районах его собрали даже меньше половины начисленной суммы. На 1 января 2006 года недоимка по земельному налогу составила 85,2 млн. рублей, при этом ее удельный вес в общей сумме недоимки в местные бюджеты занял львиную долю – почти 82 процента.Департамент финансов, озабоченный таким положением дел, провел совещание с представителями налоговой, регистрационной службами и посчитал необходимым вынести вопрос по земельному налогу на заседание межведомственной комиссии. Дело в том, что еще в 2004 году сельхозпредприятиям, арендующим землю крестьян, из бюджета выделялись средства «на коренное улучшение плодородия земель», которые практически зачетом шли в уплату земельного налога. И для налоговых органов он не требовал особых усилий по администрированию. В прошлом году, в связи с изменениями законодательства, такой зачет не был возможен, и почти треть сельхозпредприятий не смогли или не захотели уплатить земельный налог за собственников, чьей землей они пользовались.По словам работников областного налогового управления, они побывали в четырех районах, где пытались объяснить жителям сел – собственникам земельных паев о необходимости уплаты земельного налога, а также о неминуемых санкциях через службу приставов. Это повергло людей буквально в шок. Дело в том, что многие из них не пользуются землей и не имеют от нее никакого дохода, порой даже не знают границ своих земельных паев. Люди не понимают, почему же в этом случае они должны платить налог.И здесь возникает еще одна проблема. С 1 января 2006 года, в соответствии с 31 гл. Налогового Кодекса, уплата земельного налога исчисляется с собственников земельных паев исходя из ее кадастровой стоимости (ранее исчислялась по ставкам с единицы площади). В целом по области земельные паи внутри поселений полностью не размежеваны. Границы земельных кварталов очерчены, но внутри не везде определены собственники земель.По данным регистрационной службы из 220 тысяч первоначальных собственников земельных долей прошли через их службу, то есть получили свидетельства о собственности паев 20 тысяч. Кто-то умер, кто-то уехал из села, для кого-то, особенно пожилых и одиноких, неподъемна сама процедура регистрации земельного пая и т.д.В общем, необходимы срочные законодательные процедуры для того, чтобы был создан и заработал механизм возврата невостребованных и бесхозных более трех лет земельных участков, нужна ревизия договоров аренды с сельхозпредприятиями в части обязательства сельхозпредприятий уплачивать земельный налог за сдавшим им в аренду землю собственников паев и т.д.И еще – крайне важна уже сегодня большая разъяснительная работа с людьми, проживающими на селе. Им надо доступно и понятно объяснять их права в качестве собственников земли и обязанности в качестве налогоплательщиков. И ни в коем случае не откладывать эту работу на осень, когда подойдет срок уплаты земельного налога.Все эти мероприятия войдут в проект распоряжения.По мнению первого заместителя председателя правительства области, председателя межведомственной комиссии Эдуарда Алексеевича Носкова, органам местного самоуправления необходимо сегодня активно и плотно работать с земельным налогом. В этом налоге – важный резерв для доходной части бюджетов поселений, однако, чтобы его получить, нужно потрудиться. Пресс-центр Правительства Кировской области

Похожие материалы по теме